21 февраля 2016 года в рамках Школы кадрового резерва в рамках курсов повышения
квалификации «Основы технологии развивающего обучения в начальной и основной школе: проектирование содержания образования
в условиях реализации ФГОС» с докладом «Образовательные события» выступила Ольга Устюгова, эксперт АНО «Институт
проблем образовательной политики «Эврика».
Эксперт отметила, что образовательные события направлены на формирование определенных навыков, помогающих осваивать пространства
неизвестного — не лежащего в опыте или неосмысленного опыта. Событие несет функцию сопровождения человека в обозначенной
теме, ее проживания и переживания, «пропускания через себя», когда ощущаются прежние границы представлений о себе
и нащупываются новые.
Сущность образовательного события заключается в том, что организуются специальные условия для детского действия, в результате
которого ребёнком создается определённый продукт; затем – усиление этого действия через рефлексию. Таким образом, полученный
опыт, осмысленный и осознанный, превращается в средство для достижения новой, уже более высокой, цели.
Событийность – характеристика образования, в которой преодолевается обыденность и повседневность школьной образовательной
жизни и обобщённый способ отбора содержания образования.
По мнению другого эксперта Института проблем образовательной политики "Эврика" Алексея
Воронцова, "образовательное событие – это мероприятие, в результате которого что- то происходит в ребенке, развивает
его. При этом любой из участников образовательного события – это действительно участник, а не зритель: у каждого –
свои смыслы, своя деятельность, свои переживания, но поле выбора такое, что в выборе ограниченных (содержанием и временем)
ресурсов ребёнок должен иметь неограниченные возможности".
В чем специфика событийных форматов?
Во-первых, в образовательном событии тему моделирует группа людей, это определённая сфера деятельности для предельного разбора и переосмысления.
Во-вторых, участники вовлечены в активную деятельность, ориентированную на получение продукта. Ообразовательное событие разворачивается
как пространство компетентностных проб.
В-третьих, задачность и режим образовательного события имеет принципиально «недоопределённый» характер, оставляя
место для субъектного поведения участников.
Кроме того, высокая интенсивность и открытость событийных режимов задаёт энергетику, «вызов», инициирующие возникновение
субъектов дальнейшей образовательной деятельности… Экстремальность задаётся
и удерживается за счёт не только содержания, но и формата: разновозрастные группы участников, собранные из разных городов
и школ, новые «особые» взрослые, особые места, расписание дня, использование IT и пр.
Виды образовательных событий
проектирование,
тренинг, игра, метапредметная олимпиада, погружение, полигон, ноогеновская задача.
Последовательность подготовки и проведения образовательного события:
- Разработка (метапредметного) задания и экспертных листов.
- Распределение участников согласно их выбору.
- Инструктаж экспертов, целевая установка для участников.
- Индивидуальные задания.
- Групповые задания.
При это презентуется готовый продукт, а завершается образовательное событие рефлексией
(устно, эссе, стихи, рисунок, выпуск газеты и т. д.).
Говоря о технологии образовательного события, Ольга Устюгова отметила, что общая
формула звучит так: «Заманю и обману, проживи и упакуй», плюс обязательно наличие препятствия – вызова.
Вызовы могут быть предметные (знаю,
но не работает!!!), социальные (решать вместе – ответственность!!!)
или личностные (мне не слабо!!!).
Позиция педагога при организации и
проведении образовательного события может быть различной: он может быть разработчиком события, должен уметь отступать, оборачивать
ребенка на самого себя и работать только с тем, что уже произошло, а не с тем, что ему хотелось получить.
Эксперт уточнила, что педагог-организатор не должен влиять на развитие события, оно
должно происходить само по себе.
Олеся Салунова
|