Эксперт начала с того, почему возникает авторское право и на что имеет право учитель
в разной системе. Для того, чтобы в этом разобраться, Инна Исаева показала мультфильм педагогам, чтобы они поняли, кто из
героев какую задачу несет и к какому результату они в итоге приходят.
Выяснилось, что можно на этом мультфильме разворачивать разные ситуации: учитель-ученик, ученик-ученик, учитель-учитель.
Но для начала надо разобраться, какая образовательная стратегия у школы:
- стратегия фокусирования;
- стратегия дифференциации;
- стратегия быстрого реагирования (стратегия инноваций).
Задача учителя - понять, в каком пространстве он находится, и на какой результат ориентирована школа. Многие педагоги сами личностно недостроены. Инна Исаева отметила, что это самый главный дефицит на сегодняшний день. Администрация школы управляет материально-технической
базой, финансово-экономической, но не управляет человеческим ресурсом. Учитель находится сегодня в позиции туннельного взгляда: у него есть страх, сдадут ученики ЕГЭ или не сдадут, приведут
в эту школу родители своих детей или нет. А есть стратегия на ребенка. Администрация тоже находится в страхе. В итоге происходит разрыв.
Рассматривая вопрос об индивидуализации обучения, эксперт уверена, что у разных детей
может быть разный результат, ученик вправе сам выбирать траекторию своего развития, учитель должен обеспечить ему сопровождение,
предоставить возможность выбора. Процесс индивидуализации образования понимается
как осмысление жизненной траектории и построение собственного образа через управление своей жизнью.
Инна Исаева с сожалением заметила, что дети сейчас "интеллектуальные белоручки", они не принимают решения. У ребенка нет пространства, где бы ребенок говорил о себе.
В ситуации самоопределения у ребенка должен быть вызов, провокация, дефицит чего-то, точки вызова, чтобы он был в ситуации
неудовлетворения и дальнейшего поиска.
Портфолио как инструмент превратился в набор грамот за олимпиады, в котором ребенок не понимает, кто он во всем этом.
Индивидуализация – процесс образовательного взаимодействия, ориентированный
на интересы, активность, инициативность обучающегося и открыто-рефлексивную позицию педагога. Совместная работа педагога и
обучающегося направлена на формирование предметных умений и универсальных умений (компетентностей), на получение учебных результатов
в продуктивной форме
Индивидуальный подход "идет" от образовательного учреждения, от подхода учителя.
Несмотря на то, что у ООП одно содержание, результаты все равно получаются разные, в том числе:
- умение ориентироваться в мощном потоке информации;
- получение знания;
- создание знания;
- производство знания (его нет, но потребность в нем назрела, оно необходимо здесь и сейчас).
Олеся Салунова
|