18 декабря 2015 года в рамках проектно-экспертного семинара «Обеспечение формирования проектных
групп по направлениям региональной образовательной политики, обеспечивающим стратегические прорывы в повышении качества образования
в контексте социально-экономического развития Республики Саха (Якутия)» состоялось пленарное заседание,
на котором представлены результаты работы проектных групп, подведены итоги второго дня семинара.
В рамках пленарного заседания обсуждались следующие проблемные вопросы:
- что может помешать индивидуализации образования?
- какие проблемы предстоит решить в первую очередь?
- каковы механизмы устранения (решения) проблем?
- какие мероприятия необходимо ввести в план в первую очередь?
В итоге обсуждения можно сформулировать следующие выводы:
- Проблемы заключаются, в-основном, в недостаточности ресурсного обеспечения индивидуализации
образования, механизмов его реализации.
- Основными моделями индивидуализации образования являются сетевое образование (сохраняются
юридические лица) и образовательные комплексы по вертикали и горизонтали (слияние юридических лиц).
- В сетевом образовании основные вопросы касаются: организации сетей и реализации их деятельности; учета и фиксации образовательных результатов учащегося,
полученных им в разных образовательных организациях (в том числе, оценок); недостаточной скорости доступа к сети Интернет
(село-город).
- Образовательные комплексы предполагают слияние образовательных организаций разных ступеней
общего образования, дополнительного образования и профессионального образования (вертикаль), что ведет за собой проблему разработки:
нормативно-правового обеспечения, финансово-экономического обеспечения, структурного, кадрового и информационного обеспечения.
Таким образом, участники пришли к заключению, что в первую очередь необходимо запланировать следующие мероприятия:
- До 2020 года должны быть приняты меры по ликвидации двухсменного обучения и повышения скорости
доступа к Интернету в сельской местности.
- Разработать модели индивидуализации образования.
- Разработать на региональном уровне положение об образовательном комплексе.
- Разработать норматив сетевого финансирования.
- Разработать на региональном уровне Положение в области учета и фиксации образовательных
результатов учащегося в условиях сети.
- Разработать норматив финансирования в условиях образовательного комплекса (по вертикали).
- Предусмотреть мероприятия на минимизацию рисков (в том числе, кадровые).
Марина Гоголева, заместитель директора по научно-методической работе Вилюйского педагогического колледжа озвучила основные
направления образовательной инициативы и предложила рассмотреть оценку качества в рамках единого образовательного пространства
– дошкольного, общего, дополнительного и среднего профессионального образования.
Участниками обсуждения отмечено, что система оценки качества состоит из: общественной оценки, самооценки обучающегося и независимой
оценки экспертов. При этом оценочные механизмы должны быть дифференцированы. Главным условием для формирования общественной
оценки является открытость образовательного пространства – информирование родительской общественности о деятельности
образовательной организации используя ресурсы сети интернет и средства массовой информации.
Тамара Багаева, заместитель директора Республиканского центра дополнительного образования и детского движения отметила, что
прежде, чем разрабатывать индикаторы и показатели качества образования, необходимо учесть социальный заказ общества. Екатерина
Ермолаева, специалист управления образования Чурапчинского улуса предложила создать институт по разработке критериев, в который
входят родительская общественность, сетевые, временные, творческие коллективы. Показатели должны отражать как количественные,
так и качественные характеристики.
Итогом работы группы стала разработка плана реализации:
- 2015-16 гг. – изучение социального заказа общества (родители, предприятия и др.);
- 2016-17 гг. – разработка индикаторов качества на разных уровнях системы образования
(дошкольное, общее, дополнительное и среднее профессиональное);
- 2017-2018 гг. – принятие управленческих решений по апробации и внедрению системы
оценки качества образования.
При этом участниками обсуждения отмечено, что существует ряд проблем в составлении критериев оценки личностных результатов
и их измерения.
Светлана ПТИЦЫНА, Нина ЕРШОВА, Михаил УЙГУРОВ, аналитическая группа Республики Саха (Якутия)
|