18 декабря 2015 года в рамках проектно-экспертного семинара «Обеспечение формирования проектных
групп по направлениям региональной образовательной политики, обеспечивающим стратегические прорывы в повышении качества образования
в контексте социально-экономического развития Республики Саха (Якутия)» состоялся лекционный блок:
- Лекция «Финансово-экономические механизмы для обеспечения реализации стратегии развития системы образования
Республики Саха (Якутия)», Р.В. Селюков, первый заместитель директора АНО «Институт проблем образовательной политики
«Эврика».
- Лекция «Реализация стратегии развития дошкольного образования в субъекте Российской Федерации в контексте реализации
83-ФЗ», Е.А. Осипова, заместитель директора по науке АНО «Институт проблем образовательной политики «Эврика»
Цель общего образования: ученик – субъект собственной образовательной и социально-значимой деятельности (творческой,
профессиональной, общественной). Формула субъектности определяется выражением «человек есть цель и средство самого себя».
Образовательная программа ученика должна быть индивидуальной (ИОП): он выбирает место учебы, у кого учиться, в каком темпе
в соответствии со своими возможностями, в том числе это относится к детям с ограниченными возможностями, одаренным детям.
Для достижения цели необходимо создание образовательной системы, открытой во внешнюю среду, предусматривающей выход за рамки
образовательной программы и занятий. Ресурс общего образования – видовое разнообразие образовательных программ, предлагаемых
образовательными организациями, а также интеллектуальные и творческие ресурсы любых профессионалов, чья деятельность интересна
детям разных возрастов, разных увлечений. Например, инженеры и техники, полицейские и юристы, музыканты и искусствоведы, художники
и актеры и др. И тогда школьники станут своими людьми не только в музеях, но за кулисами театров, в заводских и научных лабораториях,
в студиях скульпторов и дизайнеров.
Основной поток обмена ресурсами должен быть направлен из внешней среды в образовательную систему. Образовательные программы
не будут ранжироваться на основные и дополнительные.
Также будут развиваться модели школ, реализующих разные образовательные программы: дуальная, агропрофилированная, политехническая,
кочевая, кадетская и др. Будут созданы условия для полноценной профессиональной ориентации обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья через систему обучения и практик, получения полноценного профессионального образования. Будут разработаны действенные
механизмы повышения заинтересованности работодателей в обучении школьников (формы поддержки).
В целях подготовки будущей интеллектуальной элиты Республики Саха (Якутия) система поиска и поддержки талантливых детей будет
усилена деятельностью Малой академии наук, Международной Арктической школы. В Международной Арктической школе предусматривается
преподавание по программам Международного бакалавриата на английском языке, сетевое взаимодействие с образовательными учреждениями
России и мира, организация системы непрерывного обучения и международного сотрудничества по линии ООН, ЮНЕСКО, Арктического
совета, Северного форума и др.
Основной формой станет сетевое образование в открытом, доступном информационном пространстве, реализующееся в соответствии
с идеей «Учиться и развиваться – исследуя, пробуя, творя, создавая».
Механизмами реализации станут:
- формирование адекватной решаемой задаче сети образовательных организаций, реализующих в
интересах детей сетевые индивидуальные образовательные программы учащихся. Таким образом, к 2030 году будут «стерты»
учрежденческие границы между общим и дополнительным образованием детей. Существующие сегодня образовательные организации должны
становиться ресурсными площадками для реализации индивидуальных программ учащихся. Понимаемое таким образом развитие сети
образовательных организаций уже в краткосрочной перспективе 1-3 года поможет Республике Саха (Якутия) решить задачу по обеспечению
обучения школьников в одну смену, так как площади конкретной школы нормативно могут быть расширены помещениями организаций
дополнительного образования детей, культуры, спорта и др. И дополнены возможностями дистанционных технологий средствами сети
Интернет.
- переход от реализации образовательными организациями унифицированных образовательных программ,
рассчитанных на «среднего» ученика, к реализации учащимися индивидуальных образовательных программ, стирающих ныне
существующие границы между дошкольным, школьным и дополнительным образованием детей. Индивидуальные программы учащихся должны
становиться сетевыми программами (понятие закреплено 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации), которые реализуются
несколькими организациями, в том числе и не школами (колледжи, вузы, учреждения культуры и спорта, некоммерческие организации,
физические лица-индивидуальные предприниматели);
- создание финансово-экономических механизмов обеспечения получения индивидуального образования
через реализацию индивидуальных образовательных программ, в т.ч. формирование единого норматива финансирования индивидуальной
образовательной программы учащегося без деления норматива на получение дошкольного, школьного и дополнительного образования
детей. Нормативно-подушевое финансирование образовательных организаций должно преобразоваться (развиться) в нормативное финансирование
индивидуальных образовательных программ учащихся (сетевой норматив). В объеме средств, выделяемых по нормативу на реализацию
индивидуальной образовательной программы учащегося, семьи совместно со специалистами-профессионалами принимают решение о формировании
и реализации индивидуальной образовательной программы конкретного учащегося с опорой на разные ресурсы, доступ к которым возможен
физически (образовательные и иные организации, находящиеся в непосредственной близости от места проживания) или виртуально
(с использованием информационных технологий и сети Интернет);
- формирование системы оплаты труда работников, привлекаемых для реализации индивидуальных
образовательных программ учащихся, на принципах эффективного контракта в рамках договоров гражданско-правового характера с
необходимыми конкретным детям специалистами, независимо от места их основной работы.
- развитие негосударственного сектора в сфере общего образования;
- разработка и апробация эффективных моделей с учетом потребностей социокультурной среды
и инфраструктуры производства (создание ресурсных центров по направлениям, в т.ч. совместно с производственными и бизнес-структурами,
создание Сети школ Главы Республики Саха (Якутия) «Дархан – школа» и т.д.).
Соб.инф.
|