Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Лекционный блок




18 декабря 2015 года в рамках проектно-экспертного семинара «Обеспечение формирования проектных групп по направлениям региональной образовательной политики, обеспечивающим стратегические прорывы в повышении качества образования в контексте социально-экономического развития Республики Саха (Якутия)» состоялся лекционный блок:

- Лекция «Финансово-экономические механизмы для обеспечения реализации стратегии развития системы образования Республики Саха (Якутия)», Р.В. Селюков, первый заместитель директора АНО «Институт проблем образовательной политики «Эврика».

- Лекция «Реализация стратегии развития дошкольного образования в субъекте Российской Федерации в контексте реализации 83-ФЗ», Е.А. Осипова, заместитель директора по науке АНО «Институт проблем образовательной политики «Эврика»

Цель общего образования: ученик – субъект собственной образовательной и социально-значимой деятельности (творческой, профессиональной, общественной). Формула субъектности определяется выражением «человек есть цель и средство самого себя». Образовательная программа ученика должна быть индивидуальной (ИОП): он выбирает место учебы, у кого учиться, в каком темпе в соответствии со своими возможностями, в том числе это относится к детям с ограниченными возможностями, одаренным детям.

Для достижения цели необходимо создание образовательной системы, открытой во внешнюю среду, предусматривающей выход за рамки образовательной программы и занятий. Ресурс общего образования – видовое разнообразие образовательных программ, предлагаемых образовательными организациями, а также интеллектуальные и творческие ресурсы любых профессионалов, чья деятельность интересна детям разных возрастов, разных увлечений. Например, инженеры и техники, полицейские и юристы, музыканты и искусствоведы, художники и актеры и др. И тогда школьники станут своими людьми не только в музеях, но за кулисами театров, в заводских и научных лабораториях, в студиях скульпторов и дизайнеров.

Основной поток обмена ресурсами должен быть направлен из внешней среды в образовательную систему. Образовательные программы не будут ранжироваться на основные и дополнительные.

Также будут развиваться модели школ, реализующих разные образовательные программы: дуальная, агропрофилированная, политехническая, кочевая, кадетская и др. Будут созданы условия для полноценной профессиональной ориентации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья через систему обучения и практик, получения полноценного профессионального образования. Будут разработаны действенные механизмы повышения заинтересованности работодателей в обучении школьников (формы поддержки).

В целях подготовки будущей интеллектуальной элиты Республики Саха (Якутия) система поиска и поддержки талантливых детей будет усилена деятельностью Малой академии наук, Международной Арктической школы. В Международной Арктической школе предусматривается преподавание по программам Международного бакалавриата на английском языке, сетевое взаимодействие с образовательными учреждениями России и мира, организация системы непрерывного обучения и международного сотрудничества по линии ООН, ЮНЕСКО, Арктического совета, Северного форума и др.

Основной формой станет сетевое образование в открытом, доступном информационном пространстве, реализующееся в соответствии с идеей «Учиться и развиваться – исследуя, пробуя, творя, создавая».

Механизмами реализации станут:

  • формирование адекватной решаемой задаче сети образовательных организаций, реализующих в интересах детей сетевые индивидуальные образовательные программы учащихся. Таким образом, к 2030 году будут «стерты» учрежденческие границы между общим и дополнительным образованием детей. Существующие сегодня образовательные организации должны становиться ресурсными площадками для реализации индивидуальных программ учащихся. Понимаемое таким образом развитие сети образовательных организаций уже в краткосрочной перспективе 1-3 года поможет Республике Саха (Якутия) решить задачу по обеспечению обучения школьников в одну смену, так как площади конкретной школы нормативно могут быть расширены помещениями организаций дополнительного образования детей, культуры, спорта и др. И дополнены возможностями дистанционных технологий средствами сети Интернет.
  • переход от реализации образовательными организациями унифицированных образовательных программ, рассчитанных на «среднего» ученика, к реализации учащимися индивидуальных образовательных программ, стирающих ныне существующие границы между дошкольным, школьным и дополнительным образованием детей. Индивидуальные программы учащихся должны становиться сетевыми программами (понятие закреплено 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации), которые реализуются несколькими организациями, в том числе и не школами (колледжи, вузы, учреждения культуры и спорта, некоммерческие организации, физические лица-индивидуальные предприниматели);
  • создание финансово-экономических механизмов обеспечения получения индивидуального образования через реализацию индивидуальных образовательных программ, в т.ч. формирование единого норматива финансирования индивидуальной образовательной программы учащегося без деления норматива на получение дошкольного, школьного и дополнительного образования детей. Нормативно-подушевое финансирование образовательных организаций должно преобразоваться (развиться) в нормативное финансирование индивидуальных образовательных программ учащихся (сетевой норматив). В объеме средств, выделяемых по нормативу на реализацию индивидуальной образовательной программы учащегося, семьи совместно со специалистами-профессионалами принимают решение о формировании и реализации индивидуальной образовательной программы конкретного учащегося с опорой на разные ресурсы, доступ к которым возможен физически (образовательные и иные организации, находящиеся в непосредственной близости от места проживания) или виртуально (с использованием информационных технологий и сети Интернет);
  • формирование системы оплаты труда работников, привлекаемых для реализации индивидуальных образовательных программ учащихся, на принципах эффективного контракта в рамках договоров гражданско-правового характера с необходимыми конкретным детям специалистами, независимо от места их основной работы.
  • развитие негосударственного сектора в сфере общего образования;
  • разработка и апробация эффективных моделей с учетом потребностей социокультурной среды и инфраструктуры производства (создание ресурсных центров по направлениям, в т.ч. совместно с производственными и бизнес-структурами, создание Сети школ Главы Республики Саха (Якутия) «Дархан – школа» и т.д.).

Соб.инф.



система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100