26–28 ноября в Красноярске прошел Всероссийский открытый проектировочный
семинар «Образовательные события как ресурс развития российского образования». Участвовало более 100 человек из
разных городов России – от Иркутска до Москвы.
Среди участников семинара были событийщики (ведущие образовательных событий), педагоги, методисты и управленцы школ и детских
садов, представители театров, филармоний, музеев, фондов, специалисты молодежной политики, частных образовательных организаций,
дополнительного образования, бизнес-тренеры, медийщики и т.д. – такого разнообразия состава мы не ожидали.
Ключевым вызовом семинара было определение и описание столь неуловимого и чудесного жанра, как «образовательное
событие»:
1. Понимание специфических результатов событийности - ради чего необходим столь затратный и трудный жанр? Каких результатов
он позволяет добиться?
Работой лаборатории «Результаты» руководили Влада Борина (педагог томской школы «Эврика-равитие») и Сергей
Медведчиков (директор программы НооГен Школы антропоники).
2. Выявление технологических приемов и принципов - как повысить шанс некого действия стать для кого-то событием? как им можно
управить, чтобы не убить событийность?
Руководители лаборатории «Технологии» - Валерия Ликонцева (учитель математики красноярской гимназии «Универс»)
и Мария Миркес (директор Школы антропоники).
3. Создание способов описания образовательных событий - возможен ли такой текст, в котором не теряется событийность? Лидеры
лаборатории «Описание» – Екатерина Григоренко (преподаватель Томского госуниверситета) и Максим Чередниченко
(тьютор «Павловской гимназии», Москва).
4. Институциализация событийных режимов в программах школ и детских садов – управленческая лаборатория под руководством
Надежды Муха (зам.директора школы «Эврика-развитие», г. Томск).
Выступления ведущих экспертов Бориса Эльконина (д.псих.н., профессор, Москва) и Надежды Муха (зам.директора школы «Эврика-развитие»,
г. Томск) задали две принципиально противоположные установки – на настоящую событийность (и, значит, непредсказуемость
и нарушение наличного потока бытия) и на институциализацию (и, значит, нормальное методическое описание и управляемость).
В этом противоречии мы попытались удержаться!
Для апробации «подставились» и уже матерые событийные практики, и молодые:
|
Событийные практики
|
Персоны, организация
|
1
|
Региональные интеллектуальные мастерские школьников «Сибирские каникулы»
|
Наталья Юдаева, Надежда Авдеенко
СОШ №83 / НГОО «Умка XXI век», Новосибирск
|
2
|
Всероссийский сетевой образовательный проект «Соседство»
|
Ирина Евстигнеева и Ко, Томск, МБОУ СОШ «Эврика-развитие»
|
3
|
Школа «Пифагор»
|
Елена Михеева, Андрей Щетников, Новосибирск, Новокузнецк
|
4
|
Сибирская молодежная ассамблея «Профессии будущего»
|
Надежда Муха и Ко, Томск, МБОУ СОШ «Эврика-развитие»
|
5
|
Летняя школа «НооГен» (Школы антропоники)
|
Сергей Медведчиков и Ко, программа «НооГен» Школы антропоники
|
6
|
Ноогеновские задачи (предметные и метапредметные погружения)
|
Мария Миркес и Ко, Школа антропоники
|
7
|
Сетевые образовательные программы "Мир без границ", «Сезон математических игр», «Возникновение Земли и жизни
на ней»
|
Костенко и Ко,
МБДОУ № 4 "Монтессори" г. Томска, международная молодежная организация AIESEC и волонтерский центр ТГУ
|
8
|
Школа аргументации
|
Ирина Кухаренко, Ирина Туенок, Ольга Францен
МАОУ «Красноярская университетская гимназия №1 – Универс»
|
9
|
Математический полигон
|
Валерия Ликонцева, Ольга Францен
МАОУ «Красноярская университетская гимназия №1 – Универс»
|
10
|
Молодежный университет «Бирюса»
|
Ольга Филатова, Центр молодежных инициатив «Форум», Красноярск
|
11
|
Театральный лагерь как модель организации школьной жизни
|
Аккуратова Елена Анатольевна – к.п.н, заместитель директора по проектно-программной деятельности, НОЧУ «Хорошёвская
прогимназия», Москва
|
12
|
Событийные формы работы воспитания и образования детей дошкольного возраста, как условие возникновения рефлексивного сознания
|
Стеблецова Виктория Владимировна МБДОУ№69, Красноярск
|
13
|
Предметные дни в начальной школе
|
Наталья Питинова и Ко, ННОУ Частная школа «Золотое сечение», Москва
|
15
|
Медиа-фестиваль «Твори-Гора»
|
Юлиана Позолотина, Клуб «Радиотехник», Красноярск
|
Ну и, конечно, событийщики не могли провести семинар посредством «просто обсуждения»:
- были развернуты настоящие полигоны практик, на рефлексии которых строилось базовое содержание работы проектных лабораторий.
Именно наличие практики позволило обсуждать сущностные моменты, а не абстрактные тезисы.
- на семинаре были апробированы новые (для нашего сообщества) форматы. В сторителлинге участвовали старшеклассники и их родители,
в полигоне событийных практик – старшеклассники и студенты из Китая, не говорящие по-русски. Это было по-настоящему
остро!
- участники семинара занимались в зале одного из лучших в России дворцов экстремальных видов спорта Спортэкс и под руководством
опытных тренеров пробежали (ну, кто как смог:) трассу паркура, покорили скалодром и не ударили в грязь лицом в поролоновой
яме. Поход на Красноярские Столбы завершил список подвигов участников.
По итогам семинара будет издана книга о методологии и технологии событийности с описанием лучших событийных практик!
На фейсбуке работает постоянное открытое сообщество участников семинара! Присоединяйтесь!
Мария Миркес,
руководитель семинара, к.филос.н., директор Школы антропоники
Использованы фотографии: Лады Баженовой, Антона Агапова, Марии Миркес
|