5 декабря 2015 года в Гамбурге (Германия) в рамках международного обучающего семинара «Проектные инициативы молодых
соотечественников: способы поддержки и реализации» состоялось пленарное заседание, на котором представлены результаты
работы проектных групп, подведены итоги первого дня семинара.
Группа «Дискуссионный клуб» позиционировала идею создания клубного пространства для соотечественников в стране пребывания
для обеспечения их взаимодействия друг с другом по разным поводам: организация досуга, объединение по увлечениям и хобби,
решение различного рода проблем, обеспечение занятости, возможность приобщения к различным инициативам и так далее. В рамках
пленарного заседания участники группы дорастили свою идею до проекта «Клуб клубов» соотечественников, который может
функционировать в том числе с помощью сети Интернет, но при этом обеспечивать и реальное взаимодействие вне информационных
сетей при необходимости. Задачи, которые помогает решать такая площадка следующие:
- информирование соотечественниками друг друга по актуальной для них повестке дня;
- обеспечение возможности общаться на русском языке;
- возможность выработки и реализации различных инициатив в странах пребывания и за их пределами;
- обеспечение связи с соотечественниками, проживающими в России.
От группы «Диалоги» был представлен ряд проектов, которые направлены на решение задачи обеспечения коммуникации
для активного взаимодействия представителей российского и зарубежных сообществ. Палитра проектных идей была представлена разнообразная:
от информационного портала на европейских языках, на котором возможно позиционировать позитивную и увлекательную информацию
о России и из России, до проекта, обустраивающего информационные каналы между организациями соотечественников за рубежом с
приграничными субъектами Российской Федерации.
Мария Хабер (Венгрия) рассуждала над общей проблематикой практической реализации проектных инициатив на примере детского сада
«Матрёшка» (г.Будапешт).
Детский сад «Матрёшка» - это программа полного дня на русском языке для детей от 3 до 6 лет с соответствующей инфраструктурой.
Целевая аудитория – преимущественно дети из интернациональных семей, в которых русский язык является родным для одного
из членов семьи. В последнее время растет процент детей-иностранцев, родители и родственники которых не владеют русским языком,
но видят перспективу успешного будущего своих детей в изучении иностранных языков. Дети из русскоговорящих семей составляют
очень незначительный процент воспитанников.
С какими общими проблемами сталкивается автор любого стартапа в процессе практической реализации своего проекта?
- Формирование команды, поиск единомышленников. Приходит момент, когда автор проекта осознает:
один в поле не воин.
- Выработка стандарта правил. В частности, правил оплаты, способов коммуникации сотрудников
с родителями и так далее. Важно, чтобы эти правила были максимально понятными и одинаковыми для всех. Это правило особенно
трудно соблюдать на первых этапах реализации проекта, но в конечном итоге решает принципиально важную задачу формирования
положительного имиджа проекта.
- Реклама. Эффективными способами рекламы, опираясь на опыт конкретного детского сада, являются:
социальные сети, «сарафанное радио», а также тематические праздники, которые являются важной формой самопрезентации
работы и результатов работы сотрудников коллектива.
- Обучение персонала. Все сотрудники должны принять, освоить и поддерживать правила функционирования
проекта независимо от уровня их квалификации.
- Отслеживание передовых технологий в области стартапа и постоянное повышение квалификации.
Это, пожалуй, пункт самый очевидный, так как каждый профессионал в любом деле просто обязан быть на волне времени. В наше
время большинство клиентов, способных оплачивать платные услуги в области образования, являются хорошо образованными. Соответственно,
и от того, к кому они обращаются за представлением образовательных услуг, они тоже ждут определенного уровня. Хотят чувствовать,
что их «поставщик образовательных услуг», владеет разными технологиями и может предложить индивидуально-сформированный
продукт высокого качества.
Проекты в области образования, представленные на пленарном заседании, в основном касались различных
форм поддержки русских школ за рубежом и проявляли потребность в экспорте из России высокотехнологичных психолого-педагогических
моделей, подходов и методик.
Иван ТРИФОНОВ
|