6 декабря 2015 года в Гамбурге (Германия) в рамках международного обучающего семинара «Полилингвальная психология
в дошкольном возрасте» с докладом «Увлеченное чтение как одно из средств развития двуязычия и приобщения к русскому
языку и культуре» выступил Вадим Левин, член Союза писателей города Москвы, председатель правления общества «Марбургский
диалог».
Вадим Левин отметил, что овладевая речью и осваивая различные речевые ситуации, ребёнок начинает отличать обыденную (практическую,
бытовую, разговорную) речь от художественно организованной. Одновременно с этим, осваивая действия с различными вещами и включаясь
в манипулятивные игры с предметами, звуками речи и словами, малыш выделяет стихи и сказки из других предметов и явлений и
радуется им по-иному.
С первых недель и месяцев жизни младенца мы учим его брать из наших рук погремушки, а потом – бутылочку с соской, ложку,
чашку. С этого, с освоения действий с предметами, начинается приобщение малыша к человеческому образу жизни.
Подобно игрушкам и предметами обихода ребенок получает из наших рук «речевые игрушки». Поначалу песни, сказки и
стихи выполняют роль педагогических инструментов – «речевых игрушек» в наших руках. С их помощью мы привлекаем
и переключаем внимание ребёнка, организуем его поведение: вовлекаем в игру или успокаиваем, утешаем, убаюкиваем.
Ребенок привыкает просыпаться под наши потешки и потягушки, умываться и одеваться под наши приговорки, ходить и танцевать
под наши песенки, засыпать под наши колыбельные. А также осваивает речь, учится разговаривать, досказывая, например, предложения
в сказках.
В играх, которые затевают с ним взрослые, ребёнок осваивает скороговорки, кричалки, потешки, топотушки, прибаутки и другие
стихи и с удовольствием играет ими как звуковыми игрушками и нередко привязывается к ним, как к любимым игрушкам. Стихотворная
речь становится сигналом (признаком) игры, её организатором, а нередко – и материалом игры. Причём, очень часто одни
и те же стихи или сказки включают читателя-слушателя то в игру «на двоих» со взрослым, то в групповую игру с ровесниками,
организованную взрослым и возникшую стихийно, то в «автономную» игру с самим собой. Все эти способы художественного
восприятия и переживания очень важны для малыша. Все они наполняют жизнь ребёнка положительными переживаниями, обогащают опыт
общения, развивают мышление.
В раннем детстве малыш не только охотно слушает стихи и сказки, но и требует, чтобы взрослые ему их читали и рассказывали.
Это означает, что он освоил стихи и сказки, которыми до сих пор владел взрослый, использовавший их в качестве инструментов
общения с ребёнком. Теперь они перешли в детские руки: малыш применяет их как свои инструменты вовлечения взрослого в общение!
Прежде чем перепоручать своего малыша телевизору или компьютеру, представьте себе, пожалуйста, сколько теряете вы и чего лишается
ваш ребёнок, когда он довольствуется общением с машиной вместо того, чтобы, рассматривая картинки, слушать мамин голос.
Читательское развитие ребёнка протекает нормально, если он в раннем детстве умеет «отбирать» у взрослого «звуковые
игрушки» (стихи и сказки) и самостоятельно играть ими как своими игрушками.
Раннему детству (от года до трёх) по наследству от первого года жизни достаётся репертуар чтения. Он, конечно, несколько расширяется,
но остаётся ещё вполне обозримым. А вот читательское отношение к стихам и сказкам «взрослеет» и к дошкольному детству
(от трёх до пяти-шести лет) существенно изменяется. Играя, дошкольник принимает на себя роль (например, летчика или доктора)
и совершает реальные действия (управляет воображаемым самолётом или осматривает больного) в воображаемых обстоятельствах,
заданных условиями игры и её сюжетом. Переживая сказку, ребёнок также принимает на себя роль и в воображаемых обстоятельствах,
заданных сказкой, мысленно (потому что он в это время слушает сказку) совершает воображаемые действия в соответствии с сюжетом
сказки.
Игра и сказка удовлетворяют одну и те же потребность дошкольника – действовать как взрослый, а значит – всесильный,
значит – хозяин мира (пускай воображаемого).
Тут полезно вспомнить, что сюжетно-ролевая игра возникает у трёхлетнего ребёнка как ответ на кризис «Я сам!». Малыш
хочет делать всё как взрослый, хочет – и делает: надевает, отпирает, нажимает кнопку, вращает руль. Правда, при этом
он не всегда получает результат, который придаёт смысл аналогичным действиям взрослого. Ребёнок осваивает внешнюю форму действий
взрослого, не вникая в то, что эти действия взрослого направлены на достижение определённой цели.
Целью игры оказывается само действие, а не результат.
Через некоторое время ребёнок, подражающий в каких-то ситуациях действиям взрослого, узнаёт в себе того, кому подражает, и
начинает осознанно играть роль определённого взрослого.
В наиболее развитой форме дошкольная сюжетно-ролевая игра представляет собой «спектакль для себя»: дети разыгрывают
сюжет, подмеченный в жизни или заимствованный из художественного произведения, принимая на себя роли реальных персон или литературных
персонажей.
Иван ТРИФОНОВ
|