Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"
Главная > Cеминары и конференции> Международный обучающий семинар «Полилингвальная психология в дошкольном возрасте»> Лекция «Увлеченное чтение как одно из средств развития двуязычия», Вадим Левин

Лекция «Увлеченное чтение как одно из средств развития двуязычия и приобщения к русскому языку и культуре», Вадим Левин




6 декабря 2015 года в Гамбурге (Германия) в рамках международного обучающего семинара «Полилингвальная психология в дошкольном возрасте» с докладом «Увлеченное чтение как одно из средств развития двуязычия и приобщения к русскому языку и культуре» выступил Вадим Левин, член Союза писателей города Москвы, председатель правления общества «Марбургский диалог».

Вадим Левин отметил, что овладевая речью и осваивая различные речевые ситуации, ребёнок начинает отличать обыденную (практическую, бытовую, разговорную) речь от художественно организованной. Одновременно с этим, осваивая действия с различными вещами и включаясь в манипулятивные игры с предметами, звуками речи и словами, малыш выделяет стихи и сказки из других предметов и явлений и радуется им по-иному.

С первых недель и месяцев жизни младенца мы учим его брать из наших рук погремушки, а потом – бутылочку с соской, ложку, чашку. С этого, с освоения действий с предметами, начинается приобщение малыша к человеческому образу жизни.

Подобно игрушкам и предметами обихода ребенок получает из наших рук «речевые игрушки». Поначалу песни, сказки и стихи выполняют роль педагогических инструментов – «речевых игрушек» в наших руках. С их помощью мы привлекаем и переключаем внимание ребёнка, организуем его поведение: вовлекаем в игру или успокаиваем, утешаем, убаюкиваем.

Ребенок привыкает просыпаться под наши потешки и потягушки, умываться и одеваться под наши приговорки, ходить и танцевать под наши песенки, засыпать под наши колыбельные. А также осваивает речь, учится разговаривать, досказывая, например, предложения в сказках.

В играх, которые затевают с ним взрослые, ребёнок осваивает скороговорки, кричалки, потешки, топотушки, прибаутки и другие стихи и с удовольствием играет ими как звуковыми игрушками и нередко привязывается к ним, как к любимым игрушкам. Стихотворная речь становится сигналом (признаком) игры, её организатором, а нередко – и материалом игры. Причём, очень часто одни и те же стихи или сказки включают читателя-слушателя то в игру «на двоих» со взрослым, то в групповую игру с ровесниками, организованную взрослым и возникшую стихийно, то в «автономную» игру с самим собой. Все эти способы художественного восприятия и переживания очень важны для малыша. Все они наполняют жизнь ребёнка положительными переживаниями, обогащают опыт общения, развивают мышление.

В раннем детстве малыш не только охотно слушает стихи и сказки, но и требует, чтобы взрослые ему их читали и рассказывали. Это означает, что он освоил стихи и сказки, которыми до сих пор владел взрослый, использовавший их в качестве инструментов общения с ребёнком. Теперь они перешли в детские руки: малыш применяет их как свои инструменты вовлечения взрослого в общение!

Прежде чем перепоручать своего малыша телевизору или компьютеру, представьте себе, пожалуйста, сколько теряете вы и чего лишается ваш ребёнок, когда он довольствуется общением с машиной вместо того, чтобы, рассматривая картинки, слушать мамин голос.

Читательское развитие ребёнка протекает нормально, если он в раннем детстве умеет «отбирать» у взрослого «звуковые игрушки» (стихи и сказки) и самостоятельно играть ими как своими игрушками.

Раннему детству (от года до трёх) по наследству от первого года жизни достаётся репертуар чтения. Он, конечно, несколько расширяется, но остаётся ещё вполне обозримым. А вот читательское отношение к стихам и сказкам «взрослеет» и к дошкольному детству (от трёх до пяти-шести лет) существенно изменяется. Играя, дошкольник принимает на себя роль (например, летчика или доктора) и совершает реальные действия (управляет воображаемым самолётом или осматривает больного) в воображаемых обстоятельствах, заданных условиями игры и её сюжетом. Переживая сказку, ребёнок также принимает на себя роль и в воображаемых обстоятельствах, заданных сказкой, мысленно (потому что он в это время слушает сказку) совершает воображаемые действия в соответствии с сюжетом сказки.

Игра и сказка удовлетворяют одну и те же потребность дошкольника – действовать как взрослый, а значит – всесильный, значит – хозяин мира (пускай воображаемого).

Тут полезно вспомнить, что сюжетно-ролевая игра возникает у трёхлетнего ребёнка как ответ на кризис «Я сам!». Малыш хочет делать всё как взрослый, хочет – и делает: надевает, отпирает, нажимает кнопку, вращает руль. Правда, при этом он не всегда получает результат, который придаёт смысл аналогичным действиям взрослого. Ребёнок осваивает внешнюю форму действий взрослого, не вникая в то, что эти действия взрослого направлены на достижение определённой цели.

Целью игры оказывается само действие, а не результат.

Через некоторое время ребёнок, подражающий в каких-то ситуациях действиям взрослого, узнаёт в себе того, кому подражает, и начинает осознанно играть роль определённого взрослого.

В наиболее развитой форме дошкольная сюжетно-ролевая игра представляет собой «спектакль для себя»: дети разыгрывают сюжет, подмеченный в жизни или заимствованный из художественного произведения, принимая на себя роли реальных персон или литературных персонажей.

Иван ТРИФОНОВ


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100