6 декабря 2015 года в Гамбурге (Германия) в рамках международного обучающего семинара «Полилингвальная психология
в дошкольном возрасте» с докладом «Развитие русско-немецкого двуязычия у детей в Германии: критический взгляд ученого-лингвиста»
выступила Наталья Гагарина, доктор филологических наук, профессор (ZAS, Германия).
Наталья Гагарина начала свой доклад с вопроса – что такое владение языком? Можно выделить четыре уровня языка: продукция,
перцепция, чтение и письмо, каждый из которых предполагает свою часть языка – фонетика, лексика, морфология, синтаксис
и так далее.
Многоязычный человек – для одних тот, кто может объясняться на разных языках, для других – владеющий четырьмя
уровнями языка на когнитивно-академическом уровне.
Является ли многоязычным только тот человек, который безупречно владеет несколькими языками, или также и тот, который знает
всего лишь несколько слов на том или ином языке? Однозначного ответа на этот вопрос не существует. Ученые высказывают на этот
счет различные мнения. Наиболее распространенной точкой зрения является та, что многоязычными считаются все те люди, которые
используют два (или более) языка в повседневной жизни, независимо от уровня владения тем или иным языком или от возраста,
когда начали изучать эти языки.
Многоязычие распространено во всем мире:
- Более половины человечества говорит на двух и более языках.
- В Германии число многоязычных людей непрерывно растет.
- Так, например, в Берлине почти каждый второй ребенок растет в многоязычной среде.
Важный пункт классификации многоязычных детей – возраст начала освоения второго языка:
- одновременное овладение двумя языками с рождения
- овладение двумя языками в течение «критической фазы», когда родной язык еще не
сформирован.
Наталья Гагарина выделила следующие преимущества многоязычия:
- кратковременная память
- прагматика
- металингвистические способности
- понимание во время беседы
- контроль над вниманием и исполнителем
Серьезная проблема вопроса многоязычия в том, что оценить освоение языков детьми-билингвами сложно, более того, имеющиеся
технологии оценивания зачастую приводят к ошибкам.
К сожалению, существует множество предрассудков по отношению к многоязычию и многоязычным людям. Наука доказывает, что они
не соответствуют действительности:
- Детям не трудно слышать два и более языкa и говорить на них. Многоязычие не препятствует
процессу овладения языком.
- Само по себе одновременное изучение нескольких языков не приводит к проблемам языкового
или физического развития.
- Многоязычие не является причиной недоразвития речи и не усугубляет уже имеющиеся нарушения
речи.
Многоязычие имеет много преимуществ:
- Люди, говорящие на нескольких языках, способны легко найти точки соприкосновения с разными
культурами, языками и традициями. Многоязычные люди таким образом вносят вклад в современное и открытое общество.
- Многоязычие расширяет профессиональные перспективы.
- Многоязычие хорошо влияет на дальнейшее изучение языков.
- Многоязычные люди имеют хорошие мета лингвистические способности, иными словами, они склонны
к размышлениям о языке, его струк туре, знаках и связях между ними. Тем самым они могут лучше воспринимать особенности языков.
Это очень важно, например, для того чтобы научиться писать и читать.
- Многоязычие может благоприятно воздействовать на работоспособность мозга и креативность
вплоть до старости.
Наталья Гагарина особо подчеркнула, что родителям и детям крайне важно иметь общий язык, на котором каждый может формулировать
свои мысли. Чем старше становится ребенок, тем более сложными становятся и разговоры на этом языке. Особенно в подростковый
период важно, чтобы родители и дети могли вместе говорить о тех сложностях, которые переживают подростки. Первый (родной)
язык – это необходимая основа для дальнейшего освоения языков. Когда мы прилагаем усилия к сохранению и развитию первого
языка, мы закладываем фундамент для дальнейшего успешного изучения языков, например, второго языка (немецкого). Многоязычие
имеет много преимуществ в языковой и культурной сфере.
Иван ТРИФОНОВ
|