5 декабря 2015 года в Гамбурге (Германия) в рамках международного обучающего семинара «Полилингвальная
психология в дошкольном возрасте» состоялось пленарное заседание, на котором представлены результаты
работы групп, подведены итоги первого дня семинара.
Группа, работавшая с технологиями изобразительного творчества для детей дошкольного возраста представляла результаты творческой
работы и рефлексии оснований деятельности. Группа представила свои представления о том, как может быть развернута технология
развития изобразительного творчества в детском саду. Отмечая, что в рамках представляемой технологии детям предоставлена возможность
пробовать и экспериментировать, участники семинара выразили уверенность, что такой подход обеспечит становление ребенка субъектом
собственной образовательной деятельности. Участники группы выразили уверенность в том, что снятие перед детьми-дошкольниками
барьера несформированности навыка работать с кистями, красками, карандашами позволит более эффективно обеспечить развитие
творческого мышления детей. Инструментами изобразительного творчества становятся подручные материалы и собственное видение
ребенком композиции будущего произведения.
Группа «Ключ к развитию», работавшая с технологиями Л.А. Венгера отметила, что система работы с культурными средствами
принципиально полилингвальная, так как основана на моделировании. Это позволяет, работая с дошкольниками-билингвами, одновременно
удерживать два языка и обеспечивать ситуации коммуникаций на обоих языках. Участники оценили образовательный потенциал конструирования,
который позволяет детям увлекательно и в игровой форме строить из конструктора сложные здания и сооружения по трем проекциям.
Было отмечено, что в связи с тем, что речь и мышление тесно связаны друг с другом, развитие мышления в том числе обеспечит
и более эффективное развитие речи, в том числе на нескольких языках.
Моделирование сказок участниками группы было отмечено как важный инструмент для поддержки развития русскоязычной речи детей-дошкольников.
Сложные рассказы на русском языке (втором родном для большинства детей, посещающих русские детские сады Италии) становятся
возможными для детей дошкольников, пробуждают интерес и азарт к выстраиванию сложных высказываний, сочинительству и импровизации.
При этом у детей развивается в чистом виде моделирование, которое станет важной основой для становления учебной деятельности
детей в школьном возрасте.
Участники группы, обсуждавшей основы событийной педагогики, обратили внимание на то, что обстоятельства существования и особенности
реализации программы русских школ в Италии таковы, что в основной массе дети посещают русские школы один раз в неделю на 3-4
часа. При этом уровень ожиданий родителей в основном «приземлен» в большей степени только на проблему развития русскоязычной
речи. В связи с этим обозначается дефицит в заказе на развитие мышления ребенка. В этих обстоятельства русским школам в Италии
достаточно сложно вводить событийные форматы работы с детьми как ежедневную практику. Скорее, событийные форматы реалистичнее
всего реализовывать в дополнительном образовании.
Группа отметила, что в настоящее время у русских школ имеется серьезный дефицит в методических материалах, были бы которые
ориентированы на современные эффективные технологии работы с детьми. Этот дефицит пока крайне мало компенсируется. В связи
с этим группа представила запрос на разработку таких материалов для них со стороны профессионалов. При этом была озвучена
позиция: хорошие и полезные методические материалы для русских школ за рубежом необходимо разрабатывать с учетом практики
лучших зарубежных русских школ и энтузиастов – творческих педагогов, работающих в них. В этом случае методические материалы
будут действительно востребованы и полезны.
Группа обозначила и дефицит в поддержке с целью преодоления административных барьеров для организации новых школ. Со стороны
России русские школы нуждаются в поддержке с целью содействия снижению административных барьеров, которые выстраиваются на
пути билингвальной школы за рубежом.
Группа, занимавшаяся основами театральной педагогики представили мини-спектакль, который они придумали и реализовали в течение
времени, отведенного на работу в группе. Целый пласт личностных образовательных смыслов был представлен в рамках работы в
группе. В итоге в творческом процессе родился короткий спектакль, в котором в качестве актеров выступили работники русских
школ за рубежом. Ставя этот спектакль, участники группы учились простраивать задания и творческие ходы, атмосферу постановки
и ее реализации.
Иван ТРИФОНОВ
|