5 декабря 2015 года в Гамбурге (Германия) в рамках международного обучающего семинара «Полилингвальная
психология в дошкольном возрасте» состоялись лекции-дискуссии экспертов сети инновационных образовательных
организаций «Эврика», объединенных темой «Проектная деятельность и ситуации коммуникации».
Александр Адамский, научный руководитель сети инновационных образовательных организаций «Эврика» раскрывал ключевые
характеристики проектирования и проекта как особого вида деятельности, способного проявлять и развивать инициативы и замыслы
в любой сфере человеческой деятельности.
Проектирование как деятельность характеризует несколько ключевых характеристик. Одна из них – замысел, который несет
автор проекта. Наличие собственного замысла – это необходимое условие для начала проектирования. Откуда берутся замыслы?
Замыслы появляются в результате рефлексии содержания и инструментов деятельности в тот момент, когда эта деятельность не может
развиваться, двигаться в привычном ритме, темпе, по привычной траектории вследствие объективно существующих проблем, либо
в виду осознания кризиса оснований этой деятельности. Проблема видится всегда на разрыве актуальной ситуации и желаемой ситуации
в деятельности проектировщика. Чем выше уровень обобщения при осознания причин и факторов, характеризующих проблему, тем более
мощным по эффектам потенциально может быть проект.
Еще одна важная характеристика проекта – направленность на результат, продукт, который может быть отчужден от автора
при определенных условиях. Жизнеспособность такого продукта зависит от уровня рефлексии норм деятельности, которая приводит
к его появлению, либо сама становится результатом проектирования.
Существенным является и то, что проектная деятельность подразумевает проектирование не только будущего результата, но и оценочного
инструментария, который может самими проектировщиками использоваться для анализа эффективности проекта и соответствия продуктов
проектной деятельности первоначальным замыслам и представлениям. Оценка проекта в этом смысле – гуманитарный акт. Экспертиза
проекта носит гуманитарный характер. Сам проектировщик может и должен иметь возможность вырабатывать критерии оценки своего
проекта и его результатов.
Характеризуя механизмы оценки проекта Роман Селюков, эксперт сети инновационных образовательных организаций «Эврика»
отметил, что совершенно универсальных схем нет. Важно при оценке проекта концентрироваться на значимых характеристиках проектной
деятельности.
Оценивая, в частности, проблематику проекта необходимо рассматривать следующие факторы внутри проекта, например, по отчужденному
тексту его описания:
- Наличие проблемы, ее значимость для проектанта и социумов.
- Уровень обобщения, «мощность проекта», масштаб проекта.
- Наличие «вызова» для проектанта и посильность этого вызова.
- Проявленное понимание факторов, «удерживающих» проблематику проекта в авторском тексте.
- Встроенность проекта в тренды.
Значительную роль в оценке проекта на уровне его замысла и зарождения играет оценка того, насколько субъектно проектировщик
относится к проектной деятельности, которую он инициирует. В этой связи важно обращать внимание на следующие направления оценивания
проекта:
- Личная значимость проблемы для проектанта (проектировщика, команды проектировщиков).
- Наличие собственного видение рисков проекта и способов их минимизации. Вероятностный подход к проектированию механизмов
реализации проекта.
- Наличие собственного видения критериальной базы оценки хода реализации и результатов проекта.
- Готовность к рефлексии и перепроектированию идеи и механизмов реализации проекта по результатам анализа внешних и внутренних
факторов, влияющих на ход и результаты реализации проекта.
При оценке условий и механизмов реализации проекта необходимо прежде всего учитывать целый комплекс значимых параметров:
- Видение актуальных и потенциальных ресурсов для реализации проекта.
- Видение механизмов коммуникации внутри проекта, адекватных решаемым задачам.
- Видение механизмов внешних коммуникаций. Видение способов, форм и знаков, адекватных для позиционирования проекта (и его
результатов) вовне.
- Видение способов «утилизации» продуктов проекта.
При оценивании результатов проектной деятельности проектировщикам важно видеть широкий спектр критериев, которые необходимы
прежде всего ему для понимания того, насколько эти продукты проектной деятельности масштабируемы, универсальны, отчуждаемы.
В этой связи имеет смысл рассматривать три группы (направления) оценивания результатов проектной деятельности:
- «Многослойность» результата проектной деятельности (продукты, эффекты, институты, институциональные механизмы).
- Отчуждаемость результатов проектной деятельности.
- Устойчивость результатов проектной деятельности.
Наталья Шадрина в рамках своего сообщения обратила внимание на особенности детского проектирования и особенности результатов
проектов детей дошкольного возраста.
Для ребенка может часто возникать ситуация дефицита, недостаточности средств для осуществления значимой для них деятельности.
Инструментарий для осуществления этой деятельности есть во взрослой культуре. Но для ребенка псевдо-открытие такого инструментария
является в общем смысле результатом его проектной деятельности. При этом важно обратить внимание на то, что детский проект
становится способом вхождения ребенка в культуру. В рамках проектной деятельности вхождение ребенка в культуру происходит
в деятельности. Важная деталь – вхождение это происходит в рамках личностно значимой и осознанной деятельности ребенка.
В этой связи необходимо отметить малую эффективность фронтального действия в виду того, что интересы и замыслы у детей разнообразные
и через фронтальные способы выстраивания педагогом проблематизирующих дискуссий не рождается синхронно и одновременно у всех
детей, с которыми он работает одинаковых идей и замыслов. Поэтому так важны компетенции педагога-проектировщика для возможности
создания условий для детского проектирования как авторского по отношению к замыслу действия.
Современные отечественные технологии организации дошкольного образования позволяют в деятельных форматах работать с ребенком
в его индивидуальном круге проблем и сохранять при этом массовость дошкольного образования.
Иван ТРИФОНОВ
|