2 декабря 2015 года в Любляне в ходе реализации проекта «Проведение
комплексных мероприятий по обследованию условий создания и функционирования международной сети русских школ за рубежом и разработке
модели ее продвижения» в рамках обучающего семинара «Повышение эффективности функционирования русских школ за рубежом»
состоялся доклад-дискуссия Александра Адамского, научного руководителя инновационной сети образовательных организаций «Эврика»
«Ключевые российские психолого-педагогические технологии, обеспечивающие развитие ребенка школьного возраста».
По мнению эксперта, проблематика развития образования – умощнение архаичных технологий серьезно снижает эффективность
образования человека. Образование – это инструмент встречи с культурой. В этом смысле технологическое умощнение образования
имеет смысл только постольку, поскольку эти технологии позволяют ребенку эффективно входить в культуру.
Технологии, выстроенные на идеях Каменского, умощнялись несколько столетий. Ядро этих технологий – репродуктивное действие,
которое формируется у ребенка в процессе образования. Проблематика эффективности этих технологий – соответствие темпу
изменений в реальной сегодняшней жизни. Жизненный цикл высоких технологий на сегодняшний день составляет порядка 15-20 лет.
Минимальный объем знаний-умений-навыков, которые сегодняшнему ученику необходимо выучить и воспроизвести сейчас быстро устаревает.
Какой бы объем знаний-учений-навыков мы не положили в обязательный объем, который должен освоить ребенок – этот набор
устаревает быстрее, чем ребенок, взрослея, может начать его применять в своей жизни вне школы. Есть предположение, что репродуктивное
действие в современном мире не является главным, позволяющим успешно социализироваться человеку, реализовать свои способности,
интересы, достичь своих личностных задач и так далее.
Содержание, которое несет учитель как образец ребенку – не работает как эффективный инструмент образования. Эффективная
образовательная технология на сегодняшний день строится на взаимодействии «содержаний», которыми наполнены педагог
и ребенок в процессе деятельности. Механизм взаимодействия – обращение к другому по результатам (в процессе) деятельности.
В современной школе техника выстраивания такого взаимодействия еще не отточена, не умощнена так же сильно как техника репродукции
в архаичной школе. Внешне кажется, что современный подход менее конкурентоспособный по сравнению с архаичным подходом выстраивания
образовательного процесса. Но это естественный ход событий. Зарождающееся основание деятельности начинает конкурировать с
архаичными основаниями сначала в теоретическом пространстве, а не в практической плоскости. Но рефлексируя основания собственной
деятельности каждый деятель имеет возможность позиционировать себя в отношении той или иной технологии деятельности. Постепенно,
таким образом, будет происходить умощнение новых технологий, выстроенных на новых основаниях.
Олеся Салунова
|