Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"
Главная > Библиотека> Семинар в Любляне (Словения) 1-2.12> Доклад-дискуссия «Ключевые российские технологии,обеспечивающие развитие ребенка»

Доклад-дискуссия «Ключевые российские психолого-педагогические технологии, обеспечивающие развитие ребенка школьного возраста»




2 декабря 2015 года в Любляне в ходе реализации проекта «Проведение комплексных мероприятий по обследованию условий создания и функционирования международной сети русских школ за рубежом и разработке модели ее продвижения» в рамках обучающего семинара «Повышение эффективности функционирования русских школ за рубежом» состоялся доклад-дискуссия Натальи Шадриной, эксперта инновационной сети образовательных организаций «Эврика» «Ключевые российские психолого-педагогические технологии, обеспечивающие развитие ребенка-дошкольника».

Основа программы «Золотой ключик» - положение концепции Л. С. Выготского о единстве аффекта и интеллекта. Суть положения в том, что эмоционально-волевое и когнитивное развитие ребенка нельзя осуществлять изолированно: эти две линии детского развития взаимообусловлены и должны составлять органическое единство. Авторы концепции подчеркивают, что в дошкольном возрасте интеллектуальное развитие подчинено развитию эмоциональной сферы: именно эмоциональная привлекательность и эмоциональная насыщенность материала обеспечивают лучшее его усвоение и познавательное развитие детей. Таким образом, задача воспитания – максимально насыщать жизнь детей разнообразными волнующими позитивными событиями.

Основная цель программы – «достижение органического единства условий, обеспечивающих детям максимально полное, соответствующее возрасту развитие и одновременно эмоциональное благополучие и счастливую, радостную жизнь каждому ребенку».

Для реализации этой цели предполагается внести существенные изменения в традиционные принципы обучения и воспитания детей. Например, важно изменить организацию педагогического процесса: ребенок не просто получает знания от взрослого, а «проживает» вместе с ним определенные эмоционально окрашенные события, которые становятся его личным опытом. Кроме того, необходимо изменить позицию педагога в образовательном процессе, который не только учит и воспитывает, но и «живет» совместно с детьми, и конкретные педагогические задачи решаются уже внутри этой общей интересной жизни.

"Играющий взрослый - это волшебник, а без игры невозможен образовательный процесс", - уверена Наталья Шадрина. При этом взрослый должен удерживать образовательные задачи в процессе игры. Неважно, с какой темой работать, важно - чтобы внутри был детский смысл, чтобы ребенок понимал, зачем ему это нужно.

Наталья Шадрина предложила педагогам поиграть: записать одно существительное и одно прилагательное, а потом проверить, что получилось. Потом педагогам представляли себя теми, кто получился в итоге соединения прилагательных и существительных. Так, педагоги побывали в роли "лилового колобка", "великолепного яблока", "зеленого шара", "высокой снежинки" и пр.

Также важно преодолеть существующее отчуждение семьи и детского сада: родители должны непременно участвовать в работе детского сада и активно подключаться к жизни своих детей и сделать главным принцип семейного, а не общественного воспитания: жизнь в детском саду должна строиться по образцу большой семьи, которая как бы является продолжением собственной семьи ребенка.

Традиционных обучающих занятий в «Золотом ключике» практически нет. По мнению авторов программы, «решение большинства воспитательных задач, а также освоение основного объема знаний, практических навыков и умений происходит в разновозрастном общении детей друг с другом и с воспитателем, в сбалансированных коллективных, микрогрупповых и индивидуальных деятельностях, в многообразных играх и театрализациях, в запланированных и неожиданных событиях.

В основе организации всей жизнедеятельности детей лежит специально разработанная система мероприятий, связанная с сезонными циклами. С помощью театрализованных представлений, игр-драматизаций, увлекательных «событий» дети «погружаются» в новые области действительности, внутри которых усваивают новые знания и умения. Так, например, «устраивается» путешествие в Африку. Во время такого «путешествия» дети узнают много нового по географии и истории, о жизни экзотических животных, о климате, о народных традициях местных народов и т.д. Авторы полагают, что такая организация позволяет пробудить детскую активность и ввести детей в смысловой контекст культурных традиций, вызвать эмоциональное отношение к познавательному содержанию.

Программа «Золотой ключик» предлагает разработки для изучения конкретных тем, дает рекомендации по проведению мероприятий – «событий», необходимых для каждого года обучения, а также содержит свой перечень требований к знаниям и умениям детей для каждого года пребывания в детском центре.

Еще одна программа, которую проанализировала Наталья Шадрина, - программа «Развитие», которая обеспечивают позитивную социализацию ребенка. В ее основе лежит опыт научно-исследовательской работы лаборатории под руководством известного отечественного психолога Л.А. Венгера. В отличие от традиционной, программа «Развитие» акцентирована на развивающее обучение; задачи воспитания и социализации детей не выделяются как таковые, реализуясь по мере возможности на конкретном материале, который используется для формирования способов умственной деятельности.

Принципиальным отличием программы являются критерии продвижения детей - освоение соответствующих способов деятельности, а не простое накопление знаний и умений.

Программа «Развитие» основывается на психологической теории Л.С. Выготского, согласно которой «наиболее существенная линия в развитии человека - это становление его сознания». Л.С. Выготский считал, что сознание человека представляет собой особую структуру высших психических функций, которые носят опосредованный характер. К средствам он относит особые, существенные в человеческой культуре, «орудия ума» - слова, понятия, которые всегда стоят между человеком и миром, являются средствами открытия наиболее существенных его сторон.

Следующим основанием для программы является концепция развития способностей Л.А. Венгера. Согласно этой концепции одна из существенных сторон развития ребенка - развитие его способностей, понимаемых как универсальные действия ориентировки в окружающем мире с помощью специфических для дошкольника средств. Дошкольный возраст - это возраст образных форм сознания, и основными средствами, которыми ребенок овладевает в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы и знаки, носящие образный характер (наглядные модели, схемы, планы и т.д.). Использование обозначений позволяет обобщить свой непосредственный опыт, выделить в действительности наиболее существенные для решения задачи стороны, что, в свою очередь, ведет к развитию психики ребенка в целом, формируя осознанное и произвольное отношение к реальности.

Олеся Салунова


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100