Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"
Главная > Библиотека> Семинар в Любляне (Словения) 1-2.12> Доклад-дискуссия «Ключевые российские психолого-педагогические технологии"

Ключевые российские психолого-педагогические технологии, обеспечивающие развитие ребенка-дошкольника




1 декабря 2015 года в Любляне в ходе реализации проекта «Проведение комплексных мероприятий по обследованию условий создания и функционирования международной сети русских школ за рубежом и разработке модели ее продвижения» в рамках обучающего семинара «Повышение эффективности функционирования русских школ за рубежом» состоялся доклад-дискуссия Натальи Шадриной, эксперта инновационной сети образовательных организаций «Эврика» «Ключевые российские психолого-педагогические технологии, обеспечивающие развитие ребенка-дошкольника».

Дошкольному образованию уделяется глобальное значение. Новый ФГОС дошкольного образования, который появился в России, задал особый ритм. Появились требования к дошкольному детству.

В настоящее время в системе дошкольного образования Российской Федерации существует разнообразие программ. Они являются ключевым инструментом обновления содержания дошкольного образования в целом. Каждая из таких программ содержит основу - обязательную часть, обеспечивающую базовое дошкольное образование независимо от вида и категории дошкольного образования, в котором она реализуется, и часть формируемая участниками образовательных отношений, может включать различные направления, выбранные участниками образовательных отношений из числа парциальных и иных программ и/или созданных ими самостоятельно. Задача воспитателя – создать условия для деятельности группы интересными делами, проблемами, идеями, включить каждого ребенка в содержательную деятельность, способствовать реализации интересов и жизненной активности.

Создавая различные возможности в предметно-пространственной среде для различной деятельности детей, взрослый развивает в каждом стремление проявить инициативу, искать разумный и достойный выход из различных, жизненных ситуаций.

Ряд исследований отечественных психологов (работы А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожца) показал, что развитие ребенка происходит в привычных для него видах деятельности: игре, конструировании, изобразительной деятельности и др. Построенная на основании изложенных теоретических положений программа нацелена на развитие способностей дошкольников в процессе детских видов деятельности. Таким образом, в программе выдерживается как бы двойная логика развития: с одной стороны, это овладение действиями с такими средствами, как сенсорные эталоны, символы, модели; с другой - это овладение «языком» каждой детской деятельности: игры, конструирования, литературно-художественной деятельности и так далее.

Безусловно, что и логику средств, и логику деятельностей ребенок открывает вместе с взрослым. Взрослый организует деятельность детей, в процессе которой он передает ребенку опыт в особых, присущих дошкольнику, формах обучения.

Для ребенка-дошкольника основной путь развития - это эмпирическое обобщение, т.е. обобщение своего собственного чувственного опыта. Эмпирические обобщения, как справедливо указывает В.В. Давыдов, опираются, прежде всего, на наглядные представления ребенка. Осуществляются такие обобщения с помощью образных средств. Поэтому, как считают авторы программы, в образовании дошкольника - это организация его собственного опыта, который взрослый помогает обобщить и зафиксировать в обобщенном виде с помощью наглядного средства: эталона, символа, условного заместителя, модели.

Осмысленность и произвольность ребенка формируется через игру. Но сегодня очень мало в детских садах места для произвольной, самостоятельной игры.

Наталья Шадрина выявила проблему – взрослые не умеют играть и не могут удерживать два плана. Если взрослый не умеет играть, то ему очень сложно, чтобы ведущий тип деятельности был игра. Но для игры должны создаваться условия и социальная ситуация развития.

Важно, что обучение должно происходить через открытие мира. Нужно создавать такую среду, которая провоцировала бы любопытство и создавала бы ситуации развития.

У ребенка в дошкольном образовании должен присутствовать смысл, говорил Выготский. А как создать смысл – это вопрос технологий.

Кроме того, педагог становится человеком, который может общаться с детьми, сидеть с ними на полу. Ребенок может освоить способы только при помощи взрослого, но взрослый должен находиться в позиции наблюдателя, фасилитатора, который не мешает развиваться ребенку.

Образовательная среда – это не наличие игрушек, а их использование и доступность. Образовательная среда – «скрытое содержание образования». При реализации любой технологии важно заложить баланс между обучением и свободной игрой детей, баланс между деятельностью, инициированной взрослыми и инициированной самими детьми, понятные нормы и границы, теплые отношения между взрослыми и детьми.

В начальной школе наступает другой вид деятельности – учебная. Она еще не сформирована в начальной школе, но ее становление уже происходит. К концу начальной школы ребенок должен уметь оценивать себя, но формирование этого умения должно происходить в дошкольном возрасте.

Олеся Салунова


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100