1 декабря 2015 года в Любляне в ходе реализации проекта «Проведение комплексных
мероприятий по обследованию условий создания и функционирования международной сети русских школ за рубежом и разработке модели
ее продвижения» в рамках обучающего семинара «Повышение эффективности функционирования русских школ за рубежом»
состоялся доклад-дискуссия Натальи Шадриной, эксперта инновационной сети образовательных организаций «Эврика» «Ключевые
российские психолого-педагогические технологии, обеспечивающие развитие ребенка-дошкольника».
Дошкольному образованию уделяется глобальное значение. Новый ФГОС дошкольного образования, который появился в России, задал
особый ритм. Появились требования к дошкольному детству.
В настоящее время в системе дошкольного образования Российской Федерации существует разнообразие программ. Они являются ключевым
инструментом обновления содержания дошкольного образования в целом. Каждая из таких программ содержит основу - обязательную
часть, обеспечивающую базовое дошкольное образование независимо от вида и категории дошкольного образования, в котором она
реализуется, и часть формируемая участниками образовательных отношений, может включать различные направления, выбранные участниками
образовательных отношений из числа парциальных и иных программ и/или созданных ими самостоятельно. Задача воспитателя –
создать условия для деятельности группы интересными делами, проблемами, идеями, включить каждого ребенка в содержательную
деятельность, способствовать реализации интересов и жизненной активности.
Создавая различные возможности в предметно-пространственной среде для различной деятельности детей, взрослый развивает в каждом
стремление проявить инициативу, искать разумный и достойный выход из различных, жизненных ситуаций.
Ряд исследований отечественных психологов (работы А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожца) показал, что развитие ребенка
происходит в привычных для него видах деятельности: игре, конструировании, изобразительной деятельности и др. Построенная
на основании изложенных теоретических положений программа нацелена на развитие способностей дошкольников в процессе детских
видов деятельности. Таким образом, в программе выдерживается как бы двойная логика развития: с одной стороны, это овладение
действиями с такими средствами, как сенсорные эталоны, символы, модели; с другой - это овладение «языком» каждой
детской деятельности: игры, конструирования, литературно-художественной деятельности и так далее.
Безусловно, что и логику средств, и логику деятельностей ребенок открывает вместе с взрослым. Взрослый организует деятельность
детей, в процессе которой он передает ребенку опыт в особых, присущих дошкольнику, формах обучения.
Для ребенка-дошкольника основной путь развития - это эмпирическое обобщение, т.е. обобщение своего собственного чувственного
опыта. Эмпирические обобщения, как справедливо указывает В.В. Давыдов, опираются, прежде всего, на наглядные представления
ребенка. Осуществляются такие обобщения с помощью образных средств. Поэтому, как считают авторы программы, в образовании дошкольника
- это организация его собственного опыта, который взрослый помогает обобщить и зафиксировать в обобщенном виде с помощью наглядного
средства: эталона, символа, условного заместителя, модели.
Осмысленность и произвольность ребенка формируется через игру. Но сегодня очень мало в детских садах места для произвольной,
самостоятельной игры.
Наталья Шадрина выявила проблему – взрослые не умеют играть и не могут удерживать два плана. Если взрослый не умеет
играть, то ему очень сложно, чтобы ведущий тип деятельности был игра. Но для игры должны создаваться условия и социальная
ситуация развития.
Важно, что обучение должно происходить через открытие мира. Нужно создавать такую среду, которая провоцировала бы любопытство
и создавала бы ситуации развития.
У ребенка в дошкольном образовании должен присутствовать смысл, говорил Выготский. А как создать смысл – это вопрос
технологий.
Кроме того, педагог становится человеком, который может общаться с детьми, сидеть с ними на полу. Ребенок может освоить способы
только при помощи взрослого, но взрослый должен находиться в позиции наблюдателя, фасилитатора, который не мешает развиваться
ребенку.
Образовательная среда – это не наличие игрушек, а их использование и доступность. Образовательная среда – «скрытое
содержание образования». При реализации любой технологии важно заложить баланс между обучением и свободной игрой детей,
баланс между деятельностью, инициированной взрослыми и инициированной самими детьми, понятные нормы и границы, теплые отношения
между взрослыми и детьми.
В начальной школе наступает другой вид деятельности – учебная. Она еще не сформирована в начальной школе, но ее становление
уже происходит. К концу начальной школы ребенок должен уметь оценивать себя, но формирование этого умения должно происходить
в дошкольном возрасте.
Олеся Салунова
|