19 декабря 2015 года в Якутске в рамках семинара «Проектирование и реализация развивающей основной образовательной
программы детского сада в условиях билингвальной (трилингвальной) образовательной среды» с докладом «Подходы к оценке
качества дошкольного образования» выступила Лариса Огдина, эксперт Института проблем образовательной политики «Эврика».
Лариса Огдина отметила, что ФГОС ДО предполагает смещение центра тяжести с требований к результатам на требования к условиям.
Требования к образовательным результатам в ФГОС может спровоцировать «натаскивание» детей к школе вместо обеспечения
появления у детей возрастных новообразований.
Система оценки качества дошкольного образования в образовательной организации должна удовлетворять требованиям ФГОС дошкольного
образования к образовательным результатам. Должны быть представлены следующие разделы описания системы оценки качества дошкольного
образования в образовательной организации:
- Развернутое операциональное описание образовательных результатов (целевых ориентиров) в
программе есть описание оценки качества дошкольного образования, предлагаемых для оценки. Все
результаты поименованы, классифицированы, описаны по смыслу и при этом не связаны с непосредственной оценкой детей, а связаны
с оценкой условий (прежде всего, кадровых (программы, педагоги, их компетентность, кейсы работы, предъявление операциональных
требований к технологии их работы, а также материальных, финансово-экономических, социальных и других);
- Описание способов оценки образовательных результатов (условия продвижения в направлении
целевых ориентиров) дошкольного образования: операциональное представление оценочных процедур, инструментария и требований
к ним. Деятельностная оценка условий (прежде всего, технологий работы педагога, управленческих технологий, а также других
условий);
- Описание системы работы образовательной организации по оценке образовательных результатов
(условия продвижения в направлении целевых ориентиров): оценочные действия, сроки, периодичность, результат оценочных действий,
использование результатов оценочных действий. Описан полный годовой цикл в разрезе всех результатов;
- Формы представления результатов оценочных действий в рамках реализации системы оценки качества
дошкольного образования в образовательной организации (примеры или полный перечень таблиц, диаграмм, графиков). Формы действительно
отражают требования ФГОС дошкольного образования к образовательным результатам (условия продвижения в направлении целевых
ориентиров);
- Требования к экспертам внутри коллектива, проводящим оценочные действия в рамках реализации
системы оценки качества дошкольного образования в образовательной организации (кто должен выполнять эти функции, каков функционал
эксперта, каковы требования к его компетенциям (перечислить и охарактеризовать эти компетенции). Требования предъявлены в
соответствии с требованиями ФГОС;
- Описание системы стимулирования деятельности педагогических и руководящих работников образовательной
организации к обеспечению достижения образовательных результатов (условия продвижения в направлении целевых ориентиров) дошкольного
образования: показатели для распределения стимулирующей части фонда оплаты труда образовательной организации, основанные на
результатах оценочных действий, произведенных в рамках реализации системы оценки качества дошкольного образования в образовательной
организации. Экономическое стимулирование деятельности педагогических работников действительно направлено на реализацию требований
ФГОС к образовательным результатам. Заложены подходы к формированию норматива исходя из обеспечения минимальных кадровых условий
и условий среды, режиму пребывания ребенка в организации и вида программы.
Эксперт обозначила некоторые точки экспертизы образовательной среды детского сада в части обеспечения эмоционального благополучия
детей:
- право проживать увлекательные дни в необычной стране
- право на уникальность и неповторимость.
- возможность реализовать свои потребности в игре
- право на личное пространство
- право на уединение, возможность поразмышлять
- возможность высказаться, обсуждать важные события со сверстниками, при участии взрослого
- возможность отказа от деятельности
Относительно создания условий для формирования доброжелательного и внимательного отношения к другим людям представлены следующие
особенности образовательной среды детского сада:
- возможность общаться с воспитателем в позиции равного партнера
- возможность освоить позицию «функционера»-субъекта, способного освоить уже сложившиеся
нормы группы
- возможность освоить позицию «творца»-субъекта, способного создать новую норму
в поле сложившихся норм
Иван ТРИФОНОВ
|