Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Лекция «Подходы к оценке качества дошкольного образования», Л.В. Огдина, эксперт АНО «Институт проблем образовательной политики «Эврика»




19 декабря 2015 года в Якутске в рамках семинара «Проектирование и реализация развивающей основной образовательной программы детского сада в условиях билингвальной (трилингвальной) образовательной среды» с докладом «Подходы к оценке качества дошкольного образования» выступила Лариса Огдина, эксперт Института проблем образовательной политики «Эврика».

Лариса Огдина отметила, что ФГОС ДО предполагает смещение центра тяжести с требований к результатам на требования к условиям. Требования к образовательным результатам в ФГОС может спровоцировать «натаскивание» детей к школе вместо обеспечения появления у детей возрастных новообразований.

Система оценки качества дошкольного образования в образовательной организации должна удовлетворять требованиям ФГОС дошкольного образования к образовательным результатам. Должны быть представлены следующие разделы описания системы оценки качества дошкольного образования в образовательной организации:

  • Развернутое операциональное описание образовательных результатов (целевых ориентиров) в программе есть описание оценки качества дошкольного образования, предлагаемых для оценки. Все результаты поименованы, классифицированы, описаны по смыслу и при этом не связаны с непосредственной оценкой детей, а связаны с оценкой условий (прежде всего, кадровых (программы, педагоги, их компетентность, кейсы работы, предъявление операциональных требований к технологии их работы, а также материальных, финансово-экономических, социальных и других);
  • Описание способов оценки образовательных результатов (условия продвижения в направлении целевых ориентиров) дошкольного образования: операциональное представление оценочных процедур, инструментария и требований к ним. Деятельностная оценка условий (прежде всего, технологий работы педагога, управленческих технологий, а также других условий);
  • Описание системы работы образовательной организации по оценке образовательных результатов (условия продвижения в направлении целевых ориентиров): оценочные действия, сроки, периодичность, результат оценочных действий, использование результатов оценочных действий. Описан полный годовой цикл в разрезе всех результатов;
  • Формы представления результатов оценочных действий в рамках реализации системы оценки качества дошкольного образования в образовательной организации (примеры или полный перечень таблиц, диаграмм, графиков). Формы действительно отражают требования ФГОС дошкольного образования к образовательным результатам (условия продвижения в направлении целевых ориентиров);
  • Требования к экспертам внутри коллектива, проводящим оценочные действия в рамках реализации системы оценки качества дошкольного образования в образовательной организации (кто должен выполнять эти функции, каков функционал эксперта, каковы требования к его компетенциям (перечислить и охарактеризовать эти компетенции). Требования предъявлены в соответствии с требованиями ФГОС;
  • Описание системы стимулирования деятельности педагогических и руководящих работников образовательной организации к обеспечению достижения образовательных результатов (условия продвижения в направлении целевых ориентиров) дошкольного образования: показатели для распределения стимулирующей части фонда оплаты труда образовательной организации, основанные на результатах оценочных действий, произведенных в рамках реализации системы оценки качества дошкольного образования в образовательной организации. Экономическое стимулирование деятельности педагогических работников действительно направлено на реализацию требований ФГОС к образовательным результатам. Заложены подходы к формированию норматива исходя из обеспечения минимальных кадровых условий и условий среды, режиму пребывания ребенка в организации и вида программы.

Эксперт обозначила некоторые точки экспертизы образовательной среды детского сада в части обеспечения эмоционального благополучия детей:

  • право проживать увлекательные дни в необычной стране
  • право на уникальность и неповторимость.
  • возможность реализовать свои потребности в игре
  • право на личное пространство
  • право на уединение, возможность поразмышлять
  • возможность высказаться, обсуждать важные события со сверстниками, при участии взрослого
  • возможность отказа от деятельности

Относительно создания условий для формирования доброжелательного и внимательного отношения к другим людям представлены следующие особенности образовательной среды детского сада:

  • возможность общаться с воспитателем в позиции равного партнера
  • возможность освоить позицию «функционера»-субъекта, способного освоить уже сложившиеся нормы группы
  • возможность освоить позицию «творца»-субъекта, способного создать новую норму в поле сложившихся норм

Иван ТРИФОНОВ


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100