27 ноября 2015 года в Риме в ходе реализации проекта «Разработка моделей продвижения российского образования
в зарубежных образовательных системах» в рамках обучающего семинара «Продвижение
российских психолого-педагогических технологий за рубежом» состоялось
подведение итогов семинара в формате дискуссии.
По результатам проведения семинара очевидна проблема установления новых взаимоотношений взрослых с детьми на основе личностно-ориентированной
модели воспитания, предполагает использование новых форм и методов. Развивающее обучение характеризуется самостоятельным поиском
ребенка в решении различных проблем, осмысленным усвоением знаний, формированием активности, самостоятельности, что является
затруднительным для участников семинара при реализации своих образовательных программ.
Участники отметили, что предлагаемая технология «Ключ к развитию» направлена на развитие умственных способностей
детей в процессе специфических дошкольных видов деятельности, в основном – в игровой. Однако предлагаемые формы работы
с детьми по использованию развивающих игр, которые способствуют развитию всех психических процессов, необходимых будущему
школьнику, не всегда могут применяться в связи с тем, что количество занятий в неделю не является оптимальным для реализации
всех форм организации образовательного процесса.
Также зафиксировано, что дифференцированное обучение с обязательностью применяется во всех дошкольных учреждениях, поскольку
дети, приходящие в русские детские сады, владеют разным уровнем знаний русского языка. Более того, детский сад для них –
первая ступень в русскоязычном образовании, и от того, насколько успешно пойдет обучение на дошкольной ступени зависит то,
захочет ли ребенок и его родители продолжать русскоязычное обучение дальше. Поэтому все педагоги дошкольных русских учреждений
понимают важность индивидуального подхода к малышам. И если быть объективными, абсолютно обобщенный подход в дошкольном образовании
невозможен, без дифференциации невозможно ни управлять группой дошкольников, ни заинтересовать их программой обучения.
Отдельно стоит выделить проблему повышения мотивации ребенка к изучению русского языка в течение всего учебного процесса.
Основное условие развития личности детей – наличие привлекательных видов деятельности, предоставление возможности проявлять
инициативу, внимание и уважение со стороны взрослых к каждому ребенку и взаимоотношениям детей, подлинное сотрудничество взрослого
с детьми. Поэтому основной акцент при изучении русского языка должен быть направлен на освоение наглядных моделей на различном
содержании. В данный момент педагогами русских школ за рубежом в основном используются репродуктивные методы обучения, то
есть воспроизведения и повторения способа деятельности по заданию педагога.
Необходимо, чтобы дети занимались самыми важными для их возраста видами деятельности – игрой, конструированием, рисованием.
Большое внимание должно уделяться организации деятельности по сенсорному воспитанию, на которой малыши, играя в дидактические
игры, незаметно для себя овладевают такими свойствами окружающих предметов, как цвет, форма величина и осваивают язык. Особое
место может занимать ознакомление с логическими отношениями – с помощью средств – моделей, схем дети упражняются
в анализе-синтезе, делать умозаключение, выводы.
При реализации любой технологии педагог должен работать в режиме проектирования. Работа в режиме проектирования дает воспитателю
ту свободу творчества, без которой невозможно развитие интеллектуальных и творческих способностей детей.
Иван ТРИФОНОВ
|