27 ноября 2015 года в Риме в ходе реализации проекта «Разработка моделей продвижения российского образования
в зарубежных образовательных системах» в рамках обучающего семинара «Продвижение
российских психолого-педагогических технологий за рубежом» состоялся
доклад-дискуссия Натальи Шадриной, эксперта инновационной сети образовательных организаций «Эврика» «Российские
психолого-педагогические технологии, выстроенные на идеях Л.С. Выготского для работы с дошкольниками».
Теоретической основой программы «Золотой ключик» является известное положение концепции Л. С. Выготского о единстве
аффекта и интеллекта. Суть этого положения заключается в том, что эмоционально-волевое и когнитивное развитие ребенка нельзя
осуществлять изолированно: эти две линии детского развития взаимообусловлены и должны составлять органическое единство. Авторы
справедливо подчеркивают, что в дошкольном возрасте интеллектуальное развитие подчинено развитию эмоциональной сферы: именно
эмоциональная привлекательность, эмоциональная насыщенность материала обеспечивают лучшее его усвоение и познавательное развитие
детей. Таким образом, задача воспитания – максимально насыщать жизнь детей разнообразными волнующими событиями (конечно,
позитивными).
Основная цель программы – «достижение органического единства условий, обеспечивающих детям максимально полное,
соответствующее возрасту развитие и одновременно эмоциональное благополучие и счастливую, радостную жизнь каждому ребенку».
Для реализации этой цели предполагается внести существенные изменения в традиционные принципы обучения и воспитания детей.
Какие же это изменения?
- Изменить организацию педагогического процесса: ребенок не просто получает знания от взрослого,
а «проживает» вместе с ним определенные эмоционально окрашенные события, которые становятся его личным опытом.
- Изменить позицию педагога в образовательном процессе: взрослый не только учит и воспитывает,
но и «живет» совместно с детьми, и конкретные педагогические задачи решаются уже внутри этой общей интересной жизни.
- Преодолеть существующее отчуждение семьи и детского сада: родители должны непременно активно
участвовать в работе детского сада и свободно подключаться к жизни своих детей.
- Сделать главным принцип семейного, а не общественного воспитания: жизнь в детском саду
должна строиться по образцу большой семьи, которая как бы является продолжением собственной семьи ребенка.
Для реализации этих положений предусматривается организовать жизнь детей по типу большой семьи. В таком детском центре совместно
живут дети разных возрастов (от трех до десяти лет), к жизни детского центра свободно подключается родители.
Программа «Золотой ключик» предполагает заложить основы широкого гуманитарного образования. В отборе образовательного
содержания детей дополнительно знакомят с некоторыми сведениями из различных гуманитарных областей (из истории культуры, мифологии,
истории своего народа и всемирной истории) и основами естественных наук (основами физической географии, биологии и экологии,
элементами алгебры). На практических занятиях дети осваивают начала различных искусств и народных ремесел.
Содержание образования организовано по четырем основным направлениям: ориентировка в пространстве; ориентировка во времени;
умение действовать с разными материалами; развитие рефлексивных способностей. На протяжении дошкольного возраста (от трех
до семи лет) каждое из четырех направлений поочередно становится преобладающим. Так, на первом году обучения развивается способность
ребенка действовать в окружающем пространстве, формируется умение организовать пространство своей деятельности в зависимости
от ее целей. На втором году обучения главной задачей является организация действий ребенка во времени: дети учатся выстраивать
свои действия, планировать их, прогнозировать результаты своей деятельности, соотносить прошлые и будущие события своей жизни.
На третьем году обучения главная задача – научить детей действовать с разными материалами; дети учатся пользоваться
их свойствами и особенностями в зависимости от задач своей деятельности. Задача заключительного этапа дошкольного возраста
(шесть – семь лет) – развивать у детей способность к анализу собственной деятельности, дети учатся анализировать
свои достижения, рефлексировать цели и средства собственных действий, в результате чего начинают осмыслять себя субъектом
своей деятельности.
Традиционных обучающих занятий в «Золотом ключике» практически нет. По мнению авторов программы, «решение большинства
воспитательных задач, а также освоение основного объема знаний, практических навыков и умений происходит в разновозрастном
общении детей друг с другом и с воспитателем, в сбалансированных коллективных, микрогрупповых и индивидуальных деятельностях,
в многообразных играх и театрализациях, в запланированных и неожиданных событиях.
В основе организации всей жизнедеятельности детей лежит специально разработанная система мероприятий, связанная с сезонными
циклами. С помощью театрализованных представлений, игр-драматизаций, увлекательных «событий» дети «погружаются»
в новые области действительности, внутри которых усваивают новые знания и умения. Так, например, «устраивается»
путешествие в Африку. Во время такого «путешествия» дети узнают много нового по географии и истории, о жизни экзотических
животных, о климате, о народных традициях местных народов и т.д. Авторы полагают, что такая организация позволяет пробудить
детскую активность и ввести детей в смысловой контекст культурных традиций, вызвать эмоциональное отношение к познавательному
содержанию.
Программа «Золотой ключик» предлагает разработки для изучения конкретных тем, дает рекомендации по проведению мероприятий
– «событий», необходимых для каждого года обучения, а также содержит свой перечень требований к знаниям и
умениям детей для каждого года пребывания в детском центре.
Иван ТРИФОНОВ
|