27 ноября 2015 года в Риме в ходе реализации проекта «Разработка моделей продвижения российского образования
в зарубежных образовательных системах» в рамках обучающего семинара «Продвижение
российских психолого-педагогических технологий за рубежом» состоялся
доклад-дискуссия Александра Адамского, научного руководителя инновационной сети образовательных организаций «Эврика»
«Российские психолого-педагогические технологии, выстроенные на идеях Л.С. Выготского для работы со школьниками».
Александр Адамский подчеркнул, что проблематика развития образования – умощнение архаичных технологий серьезно снижает
эффективность образования человека. Образование – это инструмент встречи с культурой. В этом смысле технологическое
умощнение образования имеет смысл только постольку, поскольку эти технологии позволяют ребенку эффективно входить в культуру.
Технологии выстроенные на идеях Каменского умощнялись несколько столетий. Ядро этих технологий – репродуктивное действие,
которое формируется у ребенка в процессе образования. Проблематика эффективности этих технологий – соответствие темпу
изменений в реальной сегодняшней жизни. Жизненный цикл высоких технологий на сегодняшний день составляет порядка 15-20 лет.
Минимальный объем знаний-умений-навыков, которые сегодняшнему ученику необходимо выучить и воспроизвести сейчас быстро устаревает.
Какой бы объем знаний-учений-навыков мы не положили в обязательный объем, который должен освоить ребенок – он (этот
набор) устаревает быстрее, чем ребенок, взрослея, может начать его применять в своей жизни вне школы. Есть предположение,
что репродуктивное действие в современном мире не является главным, позволяющим успешно социализироваться человеку, реализовать
свои способности, интересы, достичь своих личностных задач и так далее.
Содержание, которое несет учитель как образец ребенку – не работает как эффективный инструмент образования. Эффективная
образовательная технология на сегодняшний день строится на взаимодействии «содержаний», которыми наполнены педагог
и ребенок в процессе деятельности. Механизм взаимодействия – обращение к другому по результатам (в процессе) деятельности.
В современной школе техника выстраивания такого взаимодействия еще не отточена, не умощнена так же сильно как техника репродукции
в архаичной школе. Внешне кажется, что современный подход менее конкурентоспособный по сравнению с архаичным подходом выстраивания
образовательного процесса. Но это естественный ход событий. Зарождающееся основание деятельности начинает конкурировать с
архаичными основаниями сначала в теоретическом пространстве, а не в практической плоскости. Но рефлексируя основания собственной
деятельности каждый деятель имеет возможность позиционировать себя в отношении той или иной технологии деятельности. Постепенно,
таким образом, будет происходить умощнение новых технологий, выстроенных на новых основаниях.
Стратегия развития русского образования за рубежом связана с движением в трех направлениях:
- продолжение функционирования русских школ дополнительного образования на русском языке
для людей с российскими корнями;
- формирование сети школ, выстроенных на психолого-педагогических основаниях российской научной
мысли на нескольких языках, в том числе русском;
- внедрение образовательных технологий, выстроенных на российских основаниях, в государственные
(муниципальные) школы в стране пребывания.
Все три направления ценно развивать. Каждое из направлений требует особой рамки условий.
Иван ТРИФОНОВ
|