Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Доклад-дискуссия «Российские психолого-педагогические технологии, выстроенные на идеях Л.С. Выготского для работы со школьниками»




27 ноября 2015 года в Риме в ходе реализации проекта «Разработка моделей продвижения российского образования в зарубежных образовательных системах» в рамках обучающего семинара «Продвижение российских психолого-педагогических технологий за рубежом» состоялся доклад-дискуссия Александра Адамского, научного руководителя инновационной сети образовательных организаций «Эврика» «Российские психолого-педагогические технологии, выстроенные на идеях Л.С. Выготского для работы со школьниками».

Александр Адамский подчеркнул, что проблематика развития образования – умощнение архаичных технологий серьезно снижает эффективность образования человека. Образование – это инструмент встречи с культурой. В этом смысле технологическое умощнение образования имеет смысл только постольку, поскольку эти технологии позволяют ребенку эффективно входить в культуру.

Технологии выстроенные на идеях Каменского умощнялись несколько столетий. Ядро этих технологий – репродуктивное действие, которое формируется у ребенка в процессе образования. Проблематика эффективности этих технологий – соответствие темпу изменений в реальной сегодняшней жизни. Жизненный цикл высоких технологий на сегодняшний день составляет порядка 15-20 лет. Минимальный объем знаний-умений-навыков, которые сегодняшнему ученику необходимо выучить и воспроизвести сейчас быстро устаревает. Какой бы объем знаний-учений-навыков мы не положили в обязательный объем, который должен освоить ребенок – он (этот набор) устаревает быстрее, чем ребенок, взрослея, может начать его применять в своей жизни вне школы. Есть предположение, что репродуктивное действие в современном мире не является главным, позволяющим успешно социализироваться человеку, реализовать свои способности, интересы, достичь своих личностных задач и так далее.

Содержание, которое несет учитель как образец ребенку – не работает как эффективный инструмент образования. Эффективная образовательная технология на сегодняшний день строится на взаимодействии «содержаний», которыми наполнены педагог и ребенок в процессе деятельности. Механизм взаимодействия – обращение к другому по результатам (в процессе) деятельности.

В современной школе техника выстраивания такого взаимодействия еще не отточена, не умощнена так же сильно как техника репродукции в архаичной школе. Внешне кажется, что современный подход менее конкурентоспособный по сравнению с архаичным подходом выстраивания образовательного процесса. Но это естественный ход событий. Зарождающееся основание деятельности начинает конкурировать с архаичными основаниями сначала в теоретическом пространстве, а не в практической плоскости. Но рефлексируя основания собственной деятельности каждый деятель имеет возможность позиционировать себя в отношении той или иной технологии деятельности. Постепенно, таким образом, будет происходить умощнение новых технологий, выстроенных на новых основаниях.

Стратегия развития русского образования за рубежом связана с движением в трех направлениях:

  • продолжение функционирования русских школ дополнительного образования на русском языке для людей с российскими корнями;
  • формирование сети школ, выстроенных на психолого-педагогических основаниях российской научной мысли на нескольких языках, в том числе русском;
  • внедрение образовательных технологий, выстроенных на российских основаниях, в государственные (муниципальные) школы в стране пребывания.

Все три направления ценно развивать. Каждое из направлений требует особой рамки условий.

Иван ТРИФОНОВ


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100