26 ноября 2015 года в Риме в ходе реализации проекта «Разработка моделей продвижения российского образования
в зарубежных образовательных системах» в рамках обучающего семинара «Продвижение
российских психолого-педагогических технологий за рубежом» состоялся
доклад-дискуссия Натальи Шадриной, эксперта инновационной сети образовательных организаций «Эврика» «Развитие
ребенка-дошкольника: российские психолого-педагогические технологии в дошкольном и дополнительном образовании».
В настоящее время в системе дошкольного образования Российской Федерации существует разнообразие программ. Они являются ключевым
инструментом обновления содержания дошкольного образования в целом. Каждая из таких программ содержит основу - обязательную
часть, обеспечивающую базовое дошкольное образование независимо от вида и категории дошкольного образования, в котором она
реализуется, и часть формируемая участниками образовательных отношений, может включать различные направления, выбранные участниками
образовательных отношений из числа парциальных и иных программ и/или созданных ими самостоятельно. Задача воспитателя –
создать условия для деятельности группы интересными делами, проблемами, идеями, включить каждого ребенка в содержательную
деятельность, способствовать реализации интересов и жизненной активности.
Создавая различные возможности в предметно-пространственной среде для различной деятельности детей, взрослый развивает в каждом
стремление проявить инициативу, искать разумный и достойный выход из различных, жизненных ситуаций.
Мы проанализируем образовательную программу «Развитие», которая, на наш взгляд, обеспечивают позитивную социализацию
ребенка.
В ее основе лежит опыт научно-исследовательской работы лаборатории под руководством известного отечественного психолога Л.А.
Венгера. Программа имеет очень серьезное теоретико-экспериментальное обоснование. В отличие от традиционной, программа «Развитие»
акцентирована на развивающее обучение; задачи воспитания и социализации детей не выделяются как таковые, реализуясь по мере
возможности на конкретном материале, который используется для формирования способов умственной деятельности.
Принципиальным отличием программы являются критерии продвижения детей - освоение соответствующих способов деятельности, а
не простое накопление знаний и умений.
Программа «Развитие» основывается на психологической теории Л.С. Выготского, согласно которой «наиболее существенная
линия в развитии человека - это становление его сознания». Л.С. Выготский считал, что сознание человека представляет
собой особую структуру высших психических функций, которые носят опосредованный характер. К средствам он относит особые, существенные
в человеческой культуре, «орудия ума» - слова, понятия, которые всегда стоят между человеком и миром, являются средствами
открытия наиболее существенных его сторон. Сущность развития ребенка заключается в постепенном вхождении в человеческую культуру
через овладение подобными средствами, через развитие возможности видеть мир и взаимодействовать с ним существующими в культуре
способами. Подобные средства не только изменяют отношения человека с миром, но и, прежде всего, служат средствами воздействия
субъекта на самого себя. В процессе развития опосредованности психика ребенка становится осознанной и произвольной.
Следующим основанием для программы является концепция развития способностей Л.А. Венгера. Согласно этой концепции одна из
существенных сторон развития ребенка - развитие его способностей, понимаемых как универсальные действия ориентировки в окружающем
мире с помощью специфических для дошкольника средств. Дошкольный возраст - это возраст образных форм сознания, и основными
средствами, которыми ребенок овладевает в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы
и знаки, носящие образный характер (наглядные модели, схемы, планы и т.д.). Использование обозначений позволяет обобщить свой
непосредственный опыт, выделить в действительности наиболее существенные для решения задачи стороны, что, в свою очередь,
ведет к развитию психики ребенка в целом, формируя осознанное и произвольное отношение к реальности.
Ряд исследований отечественных психологов (работы А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожца) показал, что развитие ребенка
происходит в привычных для него видах деятельности: игре, конструировании, изобразительной деятельности и др. Построенная
на основании изложенных теоретических положений программа нацелена на развитие способностей дошкольников в процессе детских
видов деятельности. Таким образом, в программе выдерживается как бы двойная логика развития: с одной стороны, это овладение
действиями с такими средствами, как сенсорные эталоны, символы, модели; с другой - это овладение «языком» каждой
детской деятельности: игры, конструирования, литературно-художественной деятельности и так далее.
Безусловно, что и логику средств, и логику деятельностей ребенок открывает вместе с взрослым. Взрослый организует деятельность
детей, в процессе которой он передает ребенку опыт в особых, присущих дошкольнику, формах обучения.
Программа «Развитие» ориентирована именно на дошкольные формы образовательной работы с детьми в сочетании со специфически
дошкольным ее содержанием. В основу подобной ориентации легло положение А.В. Запорожца об амплификации, т.е. обогащении детского
развития. Работа в русле амплификации предполагает не ускорение развития ребенка с помощью обучения (подготовка к возможно
более раннему переходу к школьным программам), а расширение его возможностей именно в дошкольных сферах жизнедеятельности.
Для ребенка-дошкольника основной путь развития - это эмпирическое обобщение, т.е. обобщение своего собственного чувственного
опыта. Эмпирические обобщения, как справедливо указывает В.В. Давыдов, опираются, прежде всего, на наглядные представления
ребенка. Осуществляются такие обобщения с помощью образных средств. Поэтому, как считают авторы программы, в образовании дошкольника
- это организация его собственного опыта, который взрослый помогает обобщить и зафиксировать в обобщенном виде с помощью наглядного
средства: эталона, символа, условного заместителя, модели.
Развитие у детей характерных для их возраста способностей имеет существенный общеразвивающий эффект, который проявляется в
следующем:
- Возможности самостоятельно анализировать реальную ситуацию (выявлять существенные для решения
задачи наглядные свойства объектов и их структуру);
- Развитии децентрации - умения менять свою точку отсчета как при решении наглядных задач
(например, в задачах на пространственную ориентировку), так и в ситуациях общения (например, слушание и обсуждение ответов
других детей);
- Развитии замыслов - умения создавать идею будущего продукта (сюжет игры, образ постройки)
и план ее реализации.
Воспитатель в той или иной форме задает проблемную ситуацию, вместе с детьми открывая способ ее разрешения. При этом не может
быть жесткой, фиксированной формы работы с детьми: различные содержания, различные развивающие задачи могут предъявляться
в самых различных формах. Сотрудничество детей друг с другом.
Данная программа ориентирована на совместное решение проблем, в отличие от традиционной (режима монолога взрослого перед детьми).
В программе «Развитие» взрослый и дети часто являются партнерами по совместной деятельности.
Иван ТРИФОНОВ
|