26 ноября 2015 года в Риме в ходе реализации проекта «Разработка моделей продвижения российского образования
в зарубежных образовательных системах» в рамках обучающего семинара «Продвижение
российских психолого-педагогических технологий за рубежом» состоялся
доклад-дискуссия Романа Селюкова, эксперта инновационной сети образовательных организаций «Эврика» «Российские
психолого-педагогические технологии развития ведущей деятельности дошкольника и школьника».
Роман Селюков рассмотрел ведущую деятельность, как деятельность, оказывающую наибольшее развивающее воздействие на ребенка
в определенном возрастном периоде.
Каждому периоду жизни от рождения до взрослого возраста соответствует свой тип ведущей деятельности. Смена ведущей деятельности
в определенный возрастной период - технологический процесс, типам ведущей деятельности не всегда соответствует и пространство,
и технологии работы. Так, в самом начале жизни ведущая деятельность ребенка порождает главное психологическое новообразование
- способность опознавать ситуацию по каким-то внешним признакам, распознавание на эмоциональном уровне, происходит развитие
культуры чувств. Возможно ли компенсирование этой деятельности, при отсутствии ее в своевременный период? Ответ «Да»,
но в компенсаторном режиме. Идея несвоевременного обучения ребенка ведет к перегрузке психологического напряжения. Предметно
- манипулятивная деятельность, игровая деятельность оказывает важнейшее влияние на ребенка. Положительное влияние игровой
деятельности на ребенка заключается в том, что ребенок учится ориентироваться на результат. Не вовремя развитая деятельность
влечет неправильно развитую психику. Развитие каждого из видов действий и увязывание их в логическую цепочку формирует учебную
деятельность. Приведение в норму содержание предметов - как одна из главных идей проектирования основной образовательной программы.
Если формирование учебной деятельности происходит в начальных классах, то к началу седьмого класса надо привести ребенка к
тому, чтобы он действовал по собственному замыслу, собственной инициативе, должно быть сформировано собственное целеполагание.
Возраст 10-12 лет определяется как промежуточный – происходит самоидентификация, ребенок осмысливает, насколько он может
действовать наравне с остальными, быть лучше или хуже остальных. В 5-6 классах продолжается формирование учебной деятельности,
становление ребенка как субъекта учебной деятельности, к концу 6 класса ребенок должен научиться осуществлять учебную деятельность,
это надо иметь ввиду, выстраивая содержание учебных событий. Ребенок должен понимать границы своих возможностей, понимание
должно происходить в различных формах:
- по отношению к младшим;
- по отношению к сверстникам;
- по отношению со взрослыми.
Важно для ребенка осознавать свой прирост в соотношении с другими детьми. Идея «я могу изменяться в лучшую сторону»
должна быть связана с учебной деятельностью. В средней школе ведущая деятельность – проектная, исследовательская. При
том, что в школе единый класс, одно расписание, тематические планы, рабочие программы, все виды деятельности регламентированы,
деятельность по собственному замыслу должна занять ключевое место.
Среда сама должна давать образование ребенку. Ребенок, находясь в различных пространствах, должен научиться определять их
структурированность и уметь их структурировать. Должны появиться следующие понятия:
- полноценно функционирующая электронная среда;
- планирование в среде;
- ситуативность среды;
- понятная позиция взрослого в среде.
Иван ТРИФОНОВ
|