Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Итоговый пленум




25 октября 2015 года в Москве в рамках семинара «Распространение лучших практик реализации моделей успешной социализации детей в системе общего образования в 2015 году» состоялось пленарное заседание, на котором представлены результаты работы проектных групп, подведены итоги семинара.

Участники работы групп отметили, что проведенное исследование позволило получить полезные в практической деятельности данные. Представители региональных органов управления образованием отметили, что показательным является сопоставление данных по регионам федерального округа. Субъекты Российской Федерации, находящиеся в непосредственной близости друг от друга, порой не видят ресурсов соседнего региона. Вместе с тем, различия данных, полученных в разрезе регионов округа, которые очевидны и показательны по результатам исследования, дают возможность выделения успешных практик создания условий для позитивной социализации детей. В этом смысле сопоставительные данные ориентируют управленческие команды на успешные практики, показывая, в каких регионах наиболее эффективно работает та или иная модель обеспечения позитивной социализации детей.

На уровне образовательной организации материалы исследования помогают обнаружить слабые и сильные стороны образовательной программы на фоне средних показателей в субъекте Российской Федерации. Спецификация моделей по направлениям исследования позволяет сориентироваться в многообразии моделей успешной социализации детей для коррекции и обогащения образовательной программы образовательной организации.

Были внесены следующие предложения по материалам проведенного исследования:

  • период исследования охватывал всего три года и получены данные по динамике в интервале этих трех лет. Представляют практическую ценность данные, которые могли бы быть получены по тем же самым показателям и в рамках тех же самых процедур сбора еще через два года. Это позволит обнаружить действительно объективную динамику изменений в предпочтениях образовательных организаций и регионов в реализации тех или иных моделей социализации детей. Особый интерес вызывает динамика изменения общественного мнения в предпочтениях и видении эффективности тех или иных моделей социализации детей к 2017 году;
  • имеет смысл в итоговых материалах проведенного исследования представить максимальные и минимальные разбросы во мнении респондентов относительно эффективности тех или иных моделей в разрезе субъектов Российской Федерации;
  • было бы удобно для использования вывести всю инфографику, разработанную в рамках отчета по исследованию, в отдельный раздел, который мог бы стать своеобразным атласом мнений профессионального сообщества и потребителей образовательных услуг относительно эффективности и темпов продвижения тех или иных моделей социализации детей в субъектах Российской Федерации.

Усилия по продвижению модели инклюзивного образования в общем образовании недостаточны. Несмотря на вложения, которые делает государство на обеспечение доступной среды в общеобразовательных организациях, доступность качественного общего образования для детей с ОВЗ имеет ограничения как раз в аспекте социализации. Дистанционное обучение учащихся или индивидуальное обучение некоторых групп детей на дому лишает их возможности общения со сверстниками и получения опыта выстраивания отношений с людьми, занимающими разные социальные роли и позиции. Зачастую ограничения для коммуникации детей с ОВЗ со своими сверстниками, не имеющими ограничений в здоровье, вызваны не причинами отсутствия инфраструктуры доступа в среду школ, а по причинам психологической неготовности окружающих к общению с детьми, имеющими особенности здоровья.

Отдельного внимания было удостоено обсуждение возможных причин высокой востребованности в субъектах Российской Федерации моделей эксклюзивного образования для детей с ОВЗ: помещение детей в специализированные организации в зависимости от типа ограничения в здоровье. Участники семинара видят причиной такой ситуации сравнительно невысокую затратность реализации такой модели. Ведь обеспечение реализации модели инклюзивного образования требует гораздо больших затрат по сравнению с затратами на содержание специализированных организаций для детей с ОВЗ. Издержки на содержание специальной группы учреждений гораздо меньше, чем издержки на создание и поддержание необходимых условий для развития детей с ОВЗ в каждой образовательной организации региональной сети. В этой связи участники семинара высказывали предложения по апробации механизмов дифференциации нормативов финансирования обучения детей с ОВЗ для создания финансово-экономических мотивов для проявления инициативы по обеспечению необходимых условий для обучения детей с ОВЗ непосредственно у самих образовательных организаций.

Участники семинара внесли предложение субъектам Российской Федерации сформировать кейсы успешного опыта внедрения моделей социализации детей в регионах, показавших по результатам исследования либо наивысшие результаты по наиболее эффективным моделям, либо наилучшую позитивную динамику за три года.

Иван ТРИФОНОВ


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100