25 октября 2015 года в Москве в рамках семинара «Распространение лучших практик реализации моделей успешной социализации
детей в системе общего образования в 2015 году» состоялось пленарное заседание, на котором представлены результаты работы
проектных групп, подведены итоги семинара.
Участники работы групп отметили, что проведенное исследование позволило получить полезные в практической деятельности данные.
Представители региональных органов управления образованием отметили, что показательным является сопоставление данных по регионам
федерального округа. Субъекты Российской Федерации, находящиеся в непосредственной близости друг от друга, порой не видят
ресурсов соседнего региона. Вместе с тем, различия данных, полученных в разрезе регионов округа, которые очевидны и показательны
по результатам исследования, дают возможность выделения успешных практик создания условий для позитивной социализации детей.
В этом смысле сопоставительные данные ориентируют управленческие команды на успешные практики, показывая, в каких регионах
наиболее эффективно работает та или иная модель обеспечения позитивной социализации детей.
На уровне образовательной организации материалы исследования помогают обнаружить слабые и сильные стороны образовательной
программы на фоне средних показателей в субъекте Российской Федерации. Спецификация моделей по направлениям исследования позволяет
сориентироваться в многообразии моделей успешной социализации детей для коррекции и обогащения образовательной программы образовательной
организации.
Были внесены следующие предложения по материалам проведенного исследования:
- период исследования охватывал всего три года и получены данные по динамике в интервале этих трех лет. Представляют практическую
ценность данные, которые могли бы быть получены по тем же самым показателям и в рамках тех же самых процедур сбора еще через
два года. Это позволит обнаружить действительно объективную динамику изменений в предпочтениях образовательных организаций
и регионов в реализации тех или иных моделей социализации детей. Особый интерес вызывает динамика изменения общественного
мнения в предпочтениях и видении эффективности тех или иных моделей социализации детей к 2017 году;
- имеет смысл в итоговых материалах проведенного исследования представить максимальные и минимальные разбросы во мнении
респондентов относительно эффективности тех или иных моделей в разрезе субъектов Российской Федерации;
- было бы удобно для использования вывести всю инфографику, разработанную в рамках отчета по исследованию, в отдельный раздел,
который мог бы стать своеобразным атласом мнений профессионального сообщества и потребителей образовательных услуг относительно
эффективности и темпов продвижения тех или иных моделей социализации детей в субъектах Российской Федерации.
Усилия по продвижению модели инклюзивного образования в общем образовании недостаточны. Несмотря на вложения, которые делает
государство на обеспечение доступной среды в общеобразовательных организациях, доступность качественного общего образования
для детей с ОВЗ имеет ограничения как раз в аспекте социализации. Дистанционное обучение учащихся или индивидуальное обучение
некоторых групп детей на дому лишает их возможности общения со сверстниками и получения опыта выстраивания отношений с людьми,
занимающими разные социальные роли и позиции. Зачастую ограничения для коммуникации детей с ОВЗ со своими сверстниками, не
имеющими ограничений в здоровье, вызваны не причинами отсутствия инфраструктуры доступа в среду школ, а по причинам психологической
неготовности окружающих к общению с детьми, имеющими особенности здоровья.
Отдельного внимания было удостоено обсуждение возможных причин высокой востребованности в субъектах Российской Федерации моделей
эксклюзивного образования для детей с ОВЗ: помещение детей в специализированные организации в зависимости от типа ограничения
в здоровье. Участники семинара видят причиной такой ситуации сравнительно невысокую затратность реализации такой модели. Ведь
обеспечение реализации модели инклюзивного образования требует гораздо больших затрат по сравнению с затратами на содержание
специализированных организаций для детей с ОВЗ. Издержки на содержание специальной группы учреждений гораздо меньше, чем издержки
на создание и поддержание необходимых условий для развития детей с ОВЗ в каждой образовательной организации региональной сети.
В этой связи участники семинара высказывали предложения по апробации механизмов дифференциации нормативов финансирования обучения
детей с ОВЗ для создания финансово-экономических мотивов для проявления инициативы по обеспечению необходимых условий для
обучения детей с ОВЗ непосредственно у самих образовательных организаций.
Участники семинара внесли предложение субъектам Российской Федерации сформировать кейсы успешного опыта внедрения моделей
социализации детей в регионах, показавших по результатам исследования либо наивысшие результаты по наиболее эффективным моделям,
либо наилучшую позитивную динамику за три года.
Иван ТРИФОНОВ
|