Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Закрытие конференции. Подведение итогов




25 октября 2015 года в Москве в рамках традиционной осенней межрегиональной конференции «Авторская школа «Эврика» состоялось итоговое пленарное заседание, на котором подведены итоги конференции, представлены результаты работы фокус-групп по обобщению эффективных моделей и успешных практик федеральных инновационных площадок.

Ольга Кокош, директор Якутского технологического техникума сервиса представляла итоги работы группы, обобщавшей опыт реализации модели дуального обучения. Отмечен риск тотальной массовизации дуального обучения в профессиональном образовании. Уже появляются в некоторых субъектах Российской Федерации прецеденты появления формальных показателей, оценивающих массовость вхождения учреждений образования в технологии дуального обучения (доля учреждений, внедряющих технологию дуального обучения, процент внедрения технологии дуального обучения). Само появление таких показателей может в итоге повысить долю имитаций реализации технологии дуального обучения и привести к дискредитации самих идей дуального обучения.

При этом Ольга Кокош отметила, что в экспертных кругах ФИП обсуждаются диагностические параметры, по которым можно определять, насколько эффективным мог бы быть переход на технологию дуального обучения по той или иной специальности по программам НПО или СПО:

  • активность работодателей;
  • технологический уровень производства (насколько современны технологии);
  • востребованность специалистов на рынке труда;
  • готовность кадров образовательной организации к реализации технологии дуального обучения.

Якутский технологический техникум сервиса реализует как модель дуального обучения, так и модель практико-ориентированного обучения. В частности, техникум имеет учебно-производственные цеха, оборудованные самым современным оборудованием и настраивающим будущих специалистов на внедрение современных технологий.

В качестве проблематизации были поставлены для дальнейшего обсуждения два вопроса:

  • насколько возможно еще до появления массовой профессии начать готовить специалистов по этой профессии, насколько это возможно финансировать из бюджета;
  • насколько образовательная организация профессионального образования, готовящая студентов на самом современном оборудовании, несет ответственность за своих выпускников, которые трудоустраиваются в экономические организации (в которых подчас уровень оборудования гораздо ниже, чем в образовательной организации).

Обсуждался отдельно вопрос, каким образом происходит стыковка усилий организаций общего и профессионального образования по обеспечению социализации и профессионального самоопределения молодежи.

Насколько противоречит формально существующей модели дуального обучения в профессиональном образовании подход синхронизации программ работы с детьми в школе и в ССУЗе одновременно по программам общего образования и программам НПО и СПО.

От участников проведенных мастерских были представлены обобщения, которые сделаны на основании экспертизы представленных результатов проектной деятельности:

  • в настоящее время современная школа должна начинать ориентироваться на современные технологии работы с информацией даже на уровне технологического уклада жизни школы (МАОУ Гимназия №56, г.Ижевска, например, представила свое видение этого в рамах мастерской «Комплекс электронных модулей измерения и оценивания новых образовательных результатов, позволяющий эффективно использовать многообразие среды с целью «формирования индивидуальной образовательной траектории и движения по ней»);
  • необходимо проектирование механизмов «расшколивания» школы, позволяющих обустроить иные (наряду с урочными) форматы работы с детьми (в частности, МАОУ «Гимназия» г.Реутов проведена мастерская «Система социальных практик и профессиональных проб в подростковой школе как способ формирования компетенции выбора»);
  • необходимо формирование представлений об индивидуализации образования, не посягающей на массовость образования (в частности, НОУ СОШ «Унисон» г.Санкт-Петербурга проведена мастерская «Индивидуализация в образовательном процессе школы: возможности и границы»).

От проектных групп, обсуждавших итоги 30-летних инноваций в России, обсуждались следующие тезисы:

  • насколько формальные институты и инновационные модели могут уживаться друг с другом;
  • насколько персонализация и индивидуализация в образовании – два разных основания для проектирования;
  • каковы модели переноса оснований инновационной деятельности за рамки инновационной организации;
  • каковы механизмы финансирования иного качества образования, организационно выстроенного на нетиповых формах деятельности с детьми.

От проектных групп, обсуждавших модели социализации детей, были выделены следующие тезисы, обозначающие дальнейшие направления проработки:

  • какими организационными формами индивидуализация образования может быть реализована в рамках требований ФГОС уровней общего образования;
  • каким образом осмыслить феномен социализации детей через технологии индивидуализации образования;
  • возможно ли обустроить организационную модель школы, позволяющую реализовать формальные требования к учебному плану, требования к условиям обеспечения образовательного процесса в условиях индивидуализации образования.

От проектной группы, обсуждавшей тематику дошкольного образования, зафиксированы направления работы, актуальные для проработки федеральными инновационными площадками:

  • проектирование основной образовательной программы, обустраивающей как базовую ценность осмысленность действий детьми внутри образовательного процесса;
  • формализация инструментария оценки качества дошкольного образования, не концентрирующихся (не фокусирующихся) на результатов ребенка;
  • проектирование технологий работы педагогов, обеспечивающих погружение образовательной деятельности внутрь ведущей в дошкольном возрасте игровой деятельности;
  • проектирование развивающей предметно-пространственной среды детского сада, обеспечивающей самодеятельную игру ребенка как базовую деятельность, внутри которой происходят центральные психические новообразования детей.

На пленарном заседании были озвучены и ряд инициатив, с которыми вышли лидеры-регионы и лидеры федеральных инновационных площадок:

  • проведение Ленского Образовательного Форума в Республике Саха (Якутия);
  • создание региональных отделений инновационной сети «Эврика» (в частности, в Республике Бурятия);
  • формирование сети образовательных событий инновационного сообщества «Эврики» и возможность втягивания инновационных сообществ в обсуждение ключевых проблем развития образования.

Иван ТРИФОНОВ


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100