25 октября 2015 года в Москве в рамках традиционной осенней межрегиональной конференции «Авторская школа «Эврика»
состоялось итоговое пленарное заседание, на котором подведены итоги конференции, представлены результаты работы фокус-групп
по обобщению эффективных моделей и успешных практик федеральных инновационных площадок.
Ольга Кокош, директор Якутского технологического техникума сервиса представляла итоги работы группы, обобщавшей опыт реализации
модели дуального обучения. Отмечен риск тотальной массовизации дуального обучения в профессиональном образовании. Уже появляются
в некоторых субъектах Российской Федерации прецеденты появления формальных показателей, оценивающих массовость вхождения учреждений
образования в технологии дуального обучения (доля учреждений, внедряющих технологию дуального обучения, процент внедрения
технологии дуального обучения). Само появление таких показателей может в итоге повысить долю имитаций реализации технологии
дуального обучения и привести к дискредитации самих идей дуального обучения.
При этом Ольга Кокош отметила, что в экспертных кругах ФИП обсуждаются диагностические параметры, по которым можно определять,
насколько эффективным мог бы быть переход на технологию дуального обучения по той или иной специальности по программам НПО
или СПО:
- активность работодателей;
- технологический уровень производства (насколько современны технологии);
- востребованность специалистов на рынке труда;
- готовность кадров образовательной организации к реализации технологии дуального обучения.
Якутский технологический техникум сервиса реализует как модель дуального обучения, так и модель практико-ориентированного
обучения. В частности, техникум имеет учебно-производственные цеха, оборудованные самым современным оборудованием и настраивающим
будущих специалистов на внедрение современных технологий.
В качестве проблематизации были поставлены для дальнейшего обсуждения два вопроса:
- насколько возможно еще до появления массовой профессии начать готовить специалистов по
этой профессии, насколько это возможно финансировать из бюджета;
- насколько образовательная организация профессионального образования, готовящая студентов
на самом современном оборудовании, несет ответственность за своих выпускников, которые трудоустраиваются в экономические организации
(в которых подчас уровень оборудования гораздо ниже, чем в образовательной организации).
Обсуждался отдельно вопрос, каким образом происходит стыковка усилий организаций общего и профессионального образования по
обеспечению социализации и профессионального самоопределения молодежи.
Насколько противоречит формально существующей модели дуального обучения в профессиональном образовании подход синхронизации
программ работы с детьми в школе и в ССУЗе одновременно по программам общего образования и программам НПО и СПО.
От участников проведенных мастерских были представлены обобщения, которые сделаны на основании экспертизы представленных результатов
проектной деятельности:
- в настоящее время современная школа должна начинать ориентироваться на современные технологии
работы с информацией даже на уровне технологического уклада жизни школы (МАОУ Гимназия №56, г.Ижевска, например, представила
свое видение этого в рамах мастерской «Комплекс электронных модулей измерения и оценивания новых образовательных результатов,
позволяющий эффективно использовать многообразие среды с целью «формирования индивидуальной образовательной траектории
и движения по ней»);
- необходимо проектирование механизмов «расшколивания» школы, позволяющих обустроить
иные (наряду с урочными) форматы работы с детьми (в частности, МАОУ «Гимназия» г.Реутов проведена мастерская «Система
социальных практик и профессиональных проб в подростковой школе как способ формирования компетенции выбора»);
- необходимо формирование представлений об индивидуализации образования, не посягающей на
массовость образования (в частности, НОУ СОШ «Унисон» г.Санкт-Петербурга проведена мастерская «Индивидуализация
в образовательном процессе школы: возможности и границы»).
От проектных групп, обсуждавших итоги 30-летних инноваций в России, обсуждались следующие тезисы:
- насколько формальные институты и инновационные модели могут уживаться друг с другом;
- насколько персонализация и индивидуализация в образовании – два разных основания
для проектирования;
- каковы модели переноса оснований инновационной деятельности за рамки инновационной организации;
- каковы механизмы финансирования иного качества образования, организационно выстроенного
на нетиповых формах деятельности с детьми.
От проектных групп, обсуждавших модели социализации детей, были выделены следующие тезисы, обозначающие дальнейшие направления
проработки:
- какими организационными формами индивидуализация образования может быть реализована в рамках
требований ФГОС уровней общего образования;
- каким образом осмыслить феномен социализации детей через технологии индивидуализации образования;
- возможно ли обустроить организационную модель школы, позволяющую реализовать формальные
требования к учебному плану, требования к условиям обеспечения образовательного процесса в условиях индивидуализации образования.
От проектной группы, обсуждавшей тематику дошкольного образования, зафиксированы направления работы, актуальные для проработки
федеральными инновационными площадками:
- проектирование основной образовательной программы, обустраивающей как базовую ценность
осмысленность действий детьми внутри образовательного процесса;
- формализация инструментария оценки качества дошкольного образования, не концентрирующихся
(не фокусирующихся) на результатов ребенка;
- проектирование технологий работы педагогов, обеспечивающих погружение образовательной деятельности
внутрь ведущей в дошкольном возрасте игровой деятельности;
- проектирование развивающей предметно-пространственной среды детского сада, обеспечивающей
самодеятельную игру ребенка как базовую деятельность, внутри которой происходят центральные психические новообразования детей.
На пленарном заседании были озвучены и ряд инициатив, с которыми вышли лидеры-регионы и лидеры федеральных инновационных площадок:
- проведение Ленского Образовательного Форума в Республике Саха (Якутия);
- создание региональных отделений инновационной сети «Эврика» (в частности, в Республике
Бурятия);
- формирование сети образовательных событий инновационного сообщества «Эврики»
и возможность втягивания инновационных сообществ в обсуждение ключевых проблем развития образования.
Иван ТРИФОНОВ
|