Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"
Главная > Cеминары и конференции> Межрегиональная конференция "Авторская школа "Эврика", 23-26 октября> Работа групп «30 лет – состоявшиеся проекты: благодаря или вопреки институтам?»

Работа групп «30 лет – состоявшиеся проекты: благодаря или вопреки институтам?»




24 октября 2015 года в Москве в рамках традиционной осенней межрегиональной конференции «Авторская школа «Эврика» состоялась работа групп по содержательной линии «30 лет – состоявшиеся проекты: благодаря или вопреки институтам?».

Татьяна Ковалева, президент Межрегиональной тьюторской ассоциации отметила, что в рамках обсуждения важно удержать следующий контекст – когда мы говорим о «длинных» (25-30 лет) инновационных проектах , необходимо понимать, существуют ли они вопреки или благодаря институционализации. Предложено разделить обсуждение на три части:

  1. Рефлексия пути становления тьюторства как проблематики и именно в России;
  2. Анализ работы ФИП;
  3. Отношение участников группы к процессу развития проектов: благодаря или вопреки.

Идея проекта родилась в 1990-м году в Школе №9 Академгородка г.Томска. Одним из решающих факторов стала поддержка со стороны руководства школы инициативы педагогов, а также наличие задачи объединения разного по социальному уровню коллектива учащихся. Начался период формирования команды проекта, отбора принципов содержания. Обозначилось наличие большого количества различных точек зрения: родителей, педагогов, учащихся. Возникла необходимость координатора, который мог бы удерживать разные содержательные линии. Все эти факторы привели к возникновению идеи создания первой частной школы, которая и начала работать на базе одного из институтов Академгородка. Наличие сильного конкурента, общей идеи развития привело к необходимости кристаллизации содержания с позиции диалога педагогических культур. В школе возникла ситуация наличия вариативности образования: только в первых классах реализованы 5 разных технологий: Монтессори, Вальдорфская школа, свободная педагогика Толстого, развивающее обучение, диалог культур. При этом отбора детей не было, существовал отбор родителей: за месяц до начала обучения открывался родительский лекторий, где читались лекции о каждой из технологий, проводились открытые уроки, затем по итогам семейного сочинения формировался тот или иной класс, с возможностью изменения выбора в течение первого месяца. По каждой технологии проводились методобъединения, а также микропедсоветы между разными методобъединениями. Такой подход позволил применять каждую технологию очень рефлексивно. Для адаптации ребенка в вариативном образовательном пространстве возникла идея тьюторства, в то время как институт классного руководства приказом по школе был отменен. 1-3 февраля 2106 года отмечается 25-летие инновационного движения в Томске, и 25-летие школы «Эврика-развитие». В 2007 году учреждена Межрегиональная ассоциация тьюторов, в которую тогда входили представители г.Москвы, Томской области, Удмуртской Республики, сейчас 10 региональных центров, 500 членов ассоциации. Процесс институционализации инновации практически завершился.

Что такое тьюторство сейчас? Об этом рассказал Сергей Степанов, руководитель экспертной группы. Ключевая задача – оценка индивидуализации образования. Под решение этой задачи появился проект открытой гуманитарной экспертизы, проекта, реализуемого ФИП. Создание условий для индивидуализации образования требует тьюторского сопровождения, и тогда возникает сюжет описания функционала, проектных задач, стимулирования и так далее – то есть возникает потребность организационно-управленческих решений. За полтора года создана команда из 28 федеральных экспертов, прошедших не менее, чем через 50 экспертиз, а также региональные эксперты, имеющие достаточный опыт для организации экспертиз на уровне региона. Сформированы 27 площадок, где реализуются практики индивидуализации, 15 площадок – индивидуализация и тьюторство, 10 тьюторских технологий. Необходимо нормативное закрепление практик – это приоритетная задача. Ежегодно проводится сертификация экспертов. Какие линии экспертных положений уже разработаны:

  • практика индивидуализации,
  • практика индивидуализации и тьюторства,
  • практика тьюторских технологий,
  • экспертиза дополнительных образовательных программ по подготовке тьюторов,
  • сертифицированные тьюторские технологии.

В 2015 году функционируют 11 магистратур по тьюторству.

Один из вопросов обсуждения «длинных» проектов – необходимость и сроки формализации. По мнению Петра Бондарева, эксперта Института проблем образовательной политики «Эврика», неформальному институту трудно взаимодействовать с формальными. Становление института начинается с оформления идентичности и формирования практики.

Наталья ЦЫРЕНДАШИЕВА





система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100