Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Работа групп «Стратегии развития образования»




24 октября 2015 года в Москве в рамках традиционной осенней межрегиональной конференции «Авторская школа «Эврика» состоялась работа групп по содержательной линии «Стратегии развития образования». Модераторы - Алла Антонова, директор Института проблем образовательной политики «Эврика», Алдар Дамдинов, министр образования и науки Республики Бурятия, Владимир Бацын, руководитель отдела региональной политики Института проблем образовательной политики «Эврика».

Алла Антонова предложила отнестись к содержанию реализуемых институциональных изменений в системе образования, выделить проблематику и предложить некоторые способы разрешения этих проблем. Обсуждение заявленной проблематики в группе было основано на докладе Алдара Дамдинова о результатах реализации КПМО, проекта МРСО в Республике Бурятия. В первую очередь, министром были обозначены положительные результаты реализации данных проектов и дан обзор внедрения некоторых институциональных механизмов.

Внедрение НПФ и НСОТ обеспечило высокую дифференциацию заработных плат педагогов, зависимость заработной платы директора школы от уровня заработных плат учителей. В распределении стимулирующего фонда решающую роль играют Управляющие советы школ. Применяющиеся коэффициенты обеспечивают выравнивание неравенства условий. Тем не менее, не отрегулировано соотношение стимулирующей и базовой частей фонда заработной платы, существуют учреждения, где фонд стимулирования доходит до 50%. Нормативно-подушевое финансирование выровняло разницу между городом и деревней, но не выровняло ситуацию по качеству образования в данном ракурсе. Корреляции между увеличением затрат и повышением качества нет.

В рамках реализации проекта МРСО большинство регионов вложилось в оборудование, в Бурятии вложения были ориентированы на энергоэффективность. Тем не менее, сэкономленные учреждениями деньги на энергосбережении, в систему не вернулись, и дальнейшего стимула для управленцев нет.

Внедрение ФГОС также сопряжено с наличием формальных показателей результативности (все учителя начальных классов прошли курсы повышения квалификации по вопросам ФГОС), но большинство педагогов не реализуют системно-деятельностный подход, не реализуется нелинейное расписание. Качество образования оценивается по результатам ЕГЭ, олимпиад и успеваемости по предметам. Корреляции жесткой между ресурсным обеспечением и повышением качества образования нет.

В рамках проекта МРСО – 2 решение проблемы сменности в школах, и формирование системы оценки качества образования. В условиях сокращения бюджета необходимо обеспечить повышение качества государственных услуг на основе государственного заказа. Также нужны отрегулированные практические механизмы по осуществлению общественной экспертизы, независимой оценки качества образования.

Татьяна Будаева, начальник отдела дошкольного и общего образования Министерства образования и науки Республики Бурятия продолжая обсуждение, обозначила проблематику:

  • обновления кадрового потенциала через процедуры аттестации педагогов, привязанную к изменению формата повышения квалификации;
  • перехода от автономного типа учреждений к бюджетному. Это вызвано тем, что нет фактической самостоятельности и школы не становятся субъектом своей деятельности.

По обозначенной проблематике выступила Татьяна Митрофанова, директор МАОУ СОШ №32 г.Улан-Удэ, которая подчеркнула, что автономность руководителям образовательных организаций была необходима для реализации авторских подходов – не хватало естественного регулирования, финансовой самостоятельности.

К обратному процессу привело то, что нет анализа реализуемых процессов в автономных образовательных организациях (даже в плане экономии бюджета), на уровне муниципалитетов нет анализа в плоскости стратегического планирования, не были подготовлены промежуточные акты нормативные по деятельности автономных образовательных организаций и муниципальных органов управления.

Кроме того, возвращаясь к вопросам об объектах финансирования, было обозначено, что на самом деле ни учредитель, ни администрация, ни педагоги и родители не понимают, на что дают деньги. При этом введение ФГОС возвращает школы в ситуацию необходимости самостоятельности. Контролирующие и управляющие органы вынуждают переходить на бюджетный тип, поскольку это упрощает распределение бюджетных средств. Выход в изменении общественного сознания и выработке критериев эффективности, которые невозможно осуществить без активного включения общественности. Именно органы государственно-общественного управления образованием должны являться одним из источников понимания о качестве образовательных услуг, содержании и результатах образования.

Участники работы группы подчеркнули, что со стороны общественных институтов участие должно проявляться, в первую очередь, в формировании условий. Самостоятельность на уровне школы должна проявляться в рамках реализации ФГОС, также в самостоятельности в отборе содержания образования, в формировании новых норм при проектировании образовательного процесса, которые позволят детям строить новые отношения и выходить на новые результаты.

Галина Фомицкая, ректор ГАУ ДПО РБ «БРИОП» подчеркнула, что проблема ограничения самостоятельности автономных учреждений связана с проблемой несовершенства нормативной и законодательной базы. К примеру, касаемых системы налогообложения, получения государственной субсидии, оформления счетов. Также обозначена проблема сложности реализации процедуры аттестации, по формам которой сложно установить уровень квалификации педагога. Кроме того, прохождение курсов повышения квалификации мало отражается на качестве образовательных услуг. На уровне учреждения не прослеживается ориентированность и заинтересованность самой организации, администрации школы, родителей в проявлении результатов повышения квалификации.

Дмитрий Коннычев, директор по развитию ЧОУ «Лицей-интернат естественных наук» г.Саратова поднял вопрос о тенденциях развития частного сектора в образовании. При проявлении определенной активности инвесторов в этом отношении, нужно понимать, что создание частной школы – не бизнес-проект. Нужно понимать, что частная школа – это не «отбивка» денежных средств, а, в первую очередь, частная школа дает возможность обеспечения самостоятельности авторским проектам. На этом можно зарабатывать деньги, но это миссия.

В завершении работы Алла Антонова обобщила результаты работы группы:

  • нужна переговорная площадка, на которой будут встречаться разные субъекты, заинтересованные и в привлечении инвестиций в образовании, в реализации бизнес-проектов и повышение качества образования;
  • институциональные механизмы проявились, но главным драйвером должны стать муниципалитеты;
  • инвестиции должны быть сопряжены с профессиональным и качественным содержанием образования.

Эржени БУДАЕВА





система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100