Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"
Главная > Cеминары и конференции> Межрегиональная конференция "Авторская школа "Эврика", 23-26 октября> Лекция «Единое образовательное пространство и персонализация образования»

Лекция «Единое образовательное пространство и персонализация образования»




24 октября 2015 года в Москве в рамках традиционной осенней межрегиональной конференции «Авторская школа «Эврика» с докладом «Единое образовательное пространство и персонализация образования» выступил Александр Асмолов, директор ФИРО, академик РАО.

Александр Асмолов отметил, что на эвриканских встречах мы решаем одну задачу – определение феномена личности в контексте образования. И говоря о проблематике современного образования, мы часто путаем индивидуализацию и персонализацию, безликость и универсальность. Но если в системе личность наделяется новыми свойствами – это ее свойства или свойства системы? Однозначного ответа на этот вопрос пока нет.

В нашей науке и культуре существует принцип кучности гениев. Жан Пиаже и Лев Выготский жили примерно в одно время. Глобальной задачей, которую оба этих человека и мастера решали – конструирование методологии познания. Следующий в этом ряду – Николай Бернштейн, создатель неклассической физиологии поведения, первый предложивший принципы управления, названные биомеханикой. Ключевой сформулированный им принцип: чтобы система развивалась, нужен образ потребного будущего, понимание того, куда мы идем. Второй конструкт – все порождается системой, но все зависит от того, на какие цели эта система направлена, бесцелевые системы мертвы. «Пока вы не поставили вопрос «ради чего?» – никуда не двигайтесь» – такова логика развития по Бернштейну. Если человек знает ответ на вопрос «ради чего?», он всегда найдет ответ на любое «как?». Персонализация – мое «имябытие» в другом человеке, когда каждый из нас – как «я другой». Эти идеи нашли развитие в работах многих последователей (Франклин, Мей). В работах Бернштейна есть утверждение: задача рождает орган. Координация движения – преодоление избыточной степени свободы.

Принцип кучности гениев лег на выпускников философского факультета МГУ 1952 года: Мамардашвили, Ильенков, Батищев, Щедровицкий, Давыдов, Грушницкий. Эти исследователи были своего рода возмутителями спокойствия своего времени.

Что дает персона? – Формирует культуру своего времени.

Что дает учитель? – Формирует культуру поведения.

В образовании нет ничего, если мы не понимаем, что образование – это система, формирующая культуру поведения личности. В этом контексте важным я считаю фразу, принадлежащую Г. Щедровицкому – простое решение сложных задач называется одним словом «фашизм».

Следующее значимое поколение – шестидесятники – «островки свободы в несвободном мире», задавшие контекст формирования неординарной личности в ординарной современности. Чтобы стать мастером образования, нужно вступить в своего рода диалог сознания с теми, кого я назвал. Необходим выбор – остаться индивидуумом или пытаться стать личностью? Я же говорю, что индивидуумом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают.

Мы осваиваем культуру. Однако беда современной школы в том, что у нас часто культура – отдельно, а школа – отдельно. Ребенок же всегда развивается в контексте культуры. Поэтому если мы не боимся, чтобы наш ребенок был сложным человеком, то нам необходимо совместить школу и культуру. В этом смысле персонализация – пространство личностных выборов, выборов самого себя через работу с системой.

Современная культура качается между полюсами персонализации и деперсонализации (единый учебник, единая форма, единая программа). Персонализация же – это ответственность за последствия выбора. Те, кто живет по формуле «индивидуальность отстаивают», всегда в некотором роде идет в разрез с системой. Но именно этот человек меняет систему, понуждает ее к развитию.

К сожалению, часто сохраняется тенденция к поиску предельно простого решения. Но предельно простое решение – сделать нашу систему закрытой, и тем самым – тоталитарной, предложить одно решение, которое универсально для разных сценариев развития – решение тупиковое.

Ключевые характеристики нашей современности:

  • ответ на вызовы неопределенности, потому что мы живем в условиях перемен;
  • вызов сложности: в мире прогресса, где студент на втором курсе в техническом вузе знает, что на четвертом знания устареют? Что это за мир? В мире, где человек ищет себя, меняя профессии и сферы деятельности? Что это за мир?

В этом мире простых решений просто не может быть. В нашем мире уже создана культура сложности. И мы должны понимать, что идем по сложному пути. Здесь иные концепции сознания и иные концепции развития разума. Главное, быть личностью, только педагог, являющийся личностью, может сформировать человека, способного развивать систему.

Наталья ЦЫРЕНДАШИЕВА


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100