18 декабря 2015 года в Якутске в рамках семинара «Проектирование и реализация развивающей основной образовательной
программы детского сада в условиях билингвальной (трилингвальной) образовательной среды» с продолжением
презентации работы с материалами «Английская программа развития» выступила Галина Доля, эксперт Института проблем
образовательной политики «Эврика».
В ходе работы группы сформулированы несколько ключевых вопросов относительно программы английской группы
развития:
1. Какова роль воспитателя в реализации программы английской группы развития? Были предложены варианты ответа на этот вопрос:
- Воспитатель – проводник культуры.
- Воспитатель – проводник ребенка в культуру.
- Воспитатель – тьютор, фасилитатор.
- Воспитатель – человек, который учится рядом с ребенком.
Скорее всего, роль педагога в реализации программы английской группы развития скорее тьюторская, мотивирующая, проблематизирующая.
Учитель становится, прежде всего, проектировщиком образовательной среды.
2. Как может выстраиваться деятельность с детьми на английском языке, если дети не говорят на английском языке?
Здесь не столько преподаватель должен стать посредником между ребенком и английским языком, сколько сами культурные средства
могут становиться таким посредником. Если технологический режим работы русскоязычного и англоязычного воспитателя един и вместе
с детьми они проектируют способы освоения культуры с помощью единых культурных средств – эти культурные средства становятся
«костылём» для ребенка для понимания и освоения английской речи.
3. Должно ли быть согласие родителей на участие детей в работе английской группы развития?
Согласие родителей должно быть обязательным. Более того, работа педагогического коллектива с родителями по проявлению у них
потребности в участии их детей в программе английской группы развития – обязательна. Родители должны стать в том числе
и формальными заказчиками такой программы.
4. Сколько детей должно быть в группе для успешного освоения программы английской группы развития в детском саду?
Количество детей в группе зависит от компетентности педагога. Если педагогом освоен способ проектного действия в среде –
качество результатов образования детей пропорционально количеству детей в группе. То есть если это будет вся группа целиком
– результаты будут качественными. Но важно отметить, что если педагог не достаточно компетентный, то и малое количество
детей в группе не повысит качество образовательных результатов детей.
Ключевые управленческие решения, которые необходимо будет принять для обустройства реализации проекта по разработке и внедрению
ООП ДО в детском саду:
- каким образом удерживается в рамках проекта мотивация педагогов и детей;
- каким образом возможно объективно проанализировать исходные условия в начале проекта и спроектировать необходимые и достаточные
условия для реализации проекта;
- каким образом обустроить переход от проекта ООП ДО к реализации ООП ДО (ООП как документ, ООП как руководство к действию,
модель реализации ООП, мотивированные и готовые кадры и так далее);
- каким образом возможен мониторинг результативности проектов.
Иван ТРИФОНОВ
|