Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"
Главная > Cеминары и конференции> «Разработка стратегии и тактики развития системы дошкольного образования Республики Саха (Якутия)»> Установочный семинар> Лекция «Основы проектирования образовательной программы дошкольного образования», Р.В. Селюков

Лекция «Основы проектирования образовательной программы дошкольного образования», Р.В. Селюков, первый заместитель директора АНО «Институт проблем образовательной политики «Эврика»




16 декабря 2015 года в Якутске в рамках семинара «Проектирование и реализация развивающей основной образовательной программы детского сада в условиях билингвальной (трилингвальной) образовательной среды» с докладом «Основы проектирования образовательной программы дошкольного образования» выступил Роман Селюков, первый заместитель директора Института проблем образовательной политики «Эврика».

Роман Селюков в начале выступления обозначил ключевые элементы конструктора ООП: среда, целевые ориентиры, образовательная области, виды деятельности и виды активности.

В ООП используются 3 вида деятельности: игра, проектная деятельность и эксперимент (исследование). Проект и эксперимент (исследование) - синтетические формы деятельности, они несут неключевое воздействие. Ведущая деятельность с 3 до 7 лет – игровая, но это не означает, что другие деятельности невозможно реализовывать в детском возрасте. Игровая деятельность оказывает наибольшее развивающее действие, а эмоциональное общение наименьшее воздействие.

Наиболее важными являются четыре продукта конструирования:

  • ООП детского сада;
  • Предметно-развивающая среда;
  • Плавающее планирование воспитателя (день, неделя, образовательный цикл);
  • Форма организации деятельности.

Роман Селюков также отметил, что необходимо выделять целевые ориентиры образования в соответствии с ФГОС ДО в младенческом и раннем возрасте: интерес к предметному окружению; самообслуживание; активная речь; взаимодействие со взрослыми; взаимодействие со сверстниками; интерес к культуре и искусству; крупная моторика и движение.

Задачей воспитателя является конкретизация целевых ориентиров, так как для работы педагога это очень важно.

На этапе завершения дошкольного образования выделяется 11 целевых ориентиров образования в соответствии с ФГОС ДО:

  1. Освоение культурных способов действия;
  2. Инициатива и самостоятельность в деятельности;
  3. Положительное отношение к миру и окружающим;
  4. Воображение;
  5. Развитая игра. Понимание норм и правил и способность следовать миру;
  6. Развитая речь. Основы грамотности;
  7. Крупная и мелкая моторика. Управление движениями;
  8. Произвольность. Развитая волевая сфера;
  9. Любознательность;
  10. Начальные знания о себе и мире;
  11. Принятие собственных решений.

Целевой ориентир - это не результат, это вектор, направление, к которому необходимо двигаться. Исходя из этого, детей дошкольного возраста можно оценивать в двух случаях:

  • если воспитатель хочет скорректировать свою деятельность;
  • с целью индивидуализации образовательного процесса.

Задача воспитателя - ориентироваться на индивидуальные достижения каждого ребенка вдоль целевого ориентира, дать возможность каждому ребенку продвигаться по целевому ориентиру. На сегодняшний день воспитатель действует спонтанно и не управляет деятельностью ребенка. Конструктор образовательной программы нужен для того, чтобы процесс планирования каждого дня воспитателя был с «открытыми глазами», чтобы он понимал, что развитие детей должно двигаться по 11 целевым ориентирам. Это управленческая работа на уровне воспитателя.

Иван ТРИФОНОВ


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100