Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"
Главная > Cеминары и конференции> Проектирование программы развития ДО в соответствии с ФГОС в условиях билингвальной среды> Cеминар в Чебоксарах, 14-15.10> Лекция «Проблематика развития дошкольной организации в условиях реализации ФГОС», Н.М.Шадрина

Лекция «Проблематика развития дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС» – Н.М. Шадрина, заместитель директора АНО «Институт проблем образовательной политики «Эврика».




15 октября 2015 года в Чебоксарах в рамках семинара «Проектирование развивающей программы детского сада в условиях билингвальной (трилингвальной) образовательной среды» с докладом «Проблематика развития дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС» выступила Наталья Шадрина, заместитель директора Института проблем образовательной политики «Эврика».

Наталья Шадрина в рамках доклада представила ключевые группы показателей для оценки развивающей среды детского сада, озвучила их развернутые характеристики.

Показатели оценки пространства развивающей среды:

  • Среда позволяет заниматься созданием художественных образов: образовательная среда построена таким образом, чтобы обеспечить детям возможность заниматься созданием художественных образов в живописно-графическом, пластическом, конструктивном и декоративном творчестве (материалы для рисования; трёхмерные материалы – пластилин, глина, дерево; материалы для склеивания; инструменты – безопасные ножницы, степлеры, дыроколы, клейкая лента. Возможность детям от четырёх лет и старше работать над проектами по искусству в течение нескольких дней (например, материалы проекта хранятся, чтобы дети могли продолжить работу над ними; поощряется работа с многоступенчатыми проектами)
  • Среда позволяет заниматься музыкальной деятельностью: образовательная среда построена таким образом, чтобы обеспечить детям возможность заниматься музыкальной деятельностью (играть на музыкальных инструментах, слушать музыку, петь)
  • Среда позволяет заниматься театрализованной деятельностью
  • Имеется не менее 5 зон/центров по интересам: в группе существует как минимум пять зон/центров по интересам, которыми дети могут свободно пользоваться. Разные центры ролевой игры – например, кухня, магазин, больница не считаются отдельными центрами, а считаются одним «центром игры». Центры организованы для независимого использования детьми (маркированные открытые полки, маркированные места хранения игрушек, полки не перегружены материалами, место для игр рядом с местом хранения игрушек). Доступны дополнительные материалы для расширения или изменения центров
  • Удобная планировка рабочих зон: зоны организованы так, чтобы было удобно работать в них. К примеру, уголок для художественного творчества расположен рядом с доступом к воде; тихие и активные центры не расположены рядом и так далее
  • Имеется пространство для индивидуальной деятельности: в группе имеется специально отведённое место для игры одного или двух детей, отделённое от других (правило не мешать, небольшое пространство, огороженное шкафами). Место для уединения доступно в течение значительной части дня
  • Имеется пространство для исследовательской деятельности
  • Имеются условия для работы на проектами в течение нескольких дней: например, материалы проекта хранятся, чтобы дети могли продолжить работу над ними. Показатель фиксируется только относительно детей 4-х лет и старше
  • Имеются элементы, пропагандирующие ЗОЖ: рисунки и схемы, фотографии, отображающие, как правильно мыть руки, как чистить зубы и прочее
  • Подход к стеллажам/шкафам свободный
  • Среда информационно не перегружена

Показатели оценки материалов развивающей среды детского сада:

  • Имеются разнообразные материалы/игрушки в количестве 1-2 экземпляров
  • Имеется не менее трех видов кубиков для конструирования: детям доступно не менее трех видов кубиков для конструирования. Кубики представлены в достаточном количестве, чтобы дети могли ими пользоваться без длительного ожидания
  • Материалы для ролевых игр могут одновременно использовать не менее 3-х детей. Материалы для ролевых игр – это костюмы для переодевания и полифункциональные вещи/реквизиты по различным темам, включая домашние обязанности (например, куклы, детская мебель, костюмы, кухонные принадлежности); разные виды работ (офисная, строительство, ферма, магазин, пожарные, водители); сказки и фантазия (животные, динозавры, персонажи сказок); отдых (походы, занятия спортом). Большое количество материалов для ролевых игр означает, что материалами могут одновременно пользоваться три и более ребенка без какой-либо конкуренции за них, и что материалов достаточно, чтобы поощрять более сложные формы игры. Костюмы для переодевания должны быть в наличии для соответствия требованиям «многих» материалов, но наличие большого количества примеров таких костюмов необязательно. Шляпы, кошельки и ботинки считаются костюмами для переодевания. Так как понятие гендерных ролей и связанная с ним самоидентификация формируются у детей именно в дошкольном возрасте, им нужны конкретные примеры костюмов для переодевания, ассоциирующиеся с мужчинами и с женщинами. Таким образом, требуется наличие двух или трёх конкретных гендерно-выраженных примеров костюмов (галстуков, касок или ботинок, представляющих мужскую одежду; кошельков или шляп с цветами, представляющих женскую одежду). Детям могут быть доступны примеры одежды как для мужчин, так и для женщин, например, футболки или кроссовки, но они не считаются примерами гендерно-выраженных костюмов
  • Многообразие материалов для мелкой моторики, соответствующих возрасту
  • Все предметы/материалы лежат на открытых низких полках
  • Имеются инструменты исследовательской деятельности: лупа, микроскоп, пробирки, линейки, весы, карандаши, листы для записи и так далее
  • Имеются материалы для простых экспериментов: песок, вода, крупы
  • Имеются предметы природы для исследований: цветы, камни, шишки, спилы деревьев и так далее
  • Имеются материалы для развития логического мышления: в среде есть материалы, нацеленные на установление логических взаимосвязей между явлениями, на понимание формы, больших и малых размеров, количества и так далее
  • Места хранения материалов имеют маркировку, хорошо организованы и доступны для детей: например, маркировка в виде картинок или фигурок для младших детей, дополненная словами для старших детей. Материалы хранятся в отдельных коробках, подписаны, видны детям. Материалы полностью укомплектованы и позволяют ребенку действовать самостоятельно, без обращения ко взрослому
  • Имеется широкий выбор источников: «широкий выбор книг» включает в себя разнообразные темы: сказки; реальные факты; рассказы о людях, животных или о природе/науке; книги о разных культурах и способностях, альбомы по искусству или открытки с произведениями искусства. Должно быть не менее 20 книг для группы до 15 детей и как минимум одна дополнительная книга для каждого дополнительного ребёнка выше этого количества. Необходимо наличие около 3-4 примеров книг по каждой теме, но это правило весьма гибкое, поэтому разрешается иметь большее или меньшее количество книг по любой теме. Тем не менее, каждая тема должна быть представлена. Наличие справочных материалов, рисунков, таблиц, фотографий.

Иван ТРИФОНОВ


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100