Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"
Главная > Cеминары и конференции> Проектирование программы развития ДО в соответствии с ФГОС в условиях билингвальной среды> Cеминар в Чебоксарах, 14-15.10> Лекция «Проблематика развития дошкольной образовательной организации в условиях ФГОС», Р.В. Селюков

Лекция «Проблематика развития дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС» – Р.В. Селюков, первый заместитель директора АНО «Институт проблем образовательной политики «Эврика»




14 октября 2015 года в Чебоксарах в рамках семинара «Проектирование развивающей программы детского сада в условиях билингвальной (трилингвальной) образовательной среды» с докладом «Проблематика развития дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС» выступил Роман Селюков, первый заместитель директора Института проблем образовательной политики «Эврика».

Роман Селюков отметил, что экспертиза основных образовательных программ и среды детских садов - участников проекта, которую будут осуществлять все участники семинара, необходима для выявления проблемных точек реализации проекта и определения возможных вариантов дальнейшего развития.

Эксперт определил три аспекта развития дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС:

  • далекий горизонт, связанный с институционализацией инновационной деятельности;
  • проблематика развития дошкольной образовательной организации на уровне самой организации, связанная с реализацией ООП;
  • деятельность педагога и проблематика его развития в рамках реализации ООП.

Первый аспект, связанный с институционализацией инновационной деятельности, был раскрыт на примере сети детских садов Росатама, где существует своя модель сетевых инновационных стандартов. Несколько учреждений, поддерживающие сетевые стандарты, реализуют свою деятельность как база для повышения квалификации и стажировки педагогов сети. Это дает возможность педагогу «снимать» содержание изнутри, из среды для того, чтобы иметь возможность разворачивать свою среду в своей организации.

На этом примере возможно проектирование модели, позволяющей получать профессиональное развитие. Проектирование такой модели эффективно и доходно как для самой сети, так и для тех, кто повышает свою квалификацию. Модель реализуется, начиная с разработки и реализации собственных программ повышения квалификации каждой из этих образовательных организаций и объединение их в сеть.

Включение в план деятельности организации нового – процесс сложный и долгий. Но этот процесс должен пройти в каждой образовательной организации. Профессиональное развитие не происходит при имитации деятельности, при решении легких задач. Помочь увидеть разрывы – задача эксперта. Именно фиксация таких разрывов позволяет их заполнить содержанием, наращивая профессиональные «мышцы».

Относительно второго аспекта эксперт подчеркнул, что существуют разные стратегии поведения команд при проектировании ООП:

  1. Команда не способна сформировать свою авторскую программу, поэтому есть необходимость воспользоваться теми, которые есть. Зазор между тем, что задает авторская программа и существующей системой в образовательной организации - это пространство для заполнения своей профессиональной массой. Нужно определится с «колеей» - пространством, разрывом от точки, где вы находитесь сейчас до точки целевых ориентиров ФГОС.
  2. Проектирование своей авторской программы, соответствующей требованиям ФГОС с применением веера приемов, методов, технологий, которыми владеют педагоги. Это происходит при наличии сформированного у всех понимания требований стандарта и обеспеченности постоянным технологическим оснащением для создания ситуации развития воспитателя, появления у него профессиональных «разрывов».

Рассматривая проблематику развития педагога, эксперт отметил, что вся работа семинаров направлена на развитие педагога, а не собственно на программу. Педагог, в данном случае, - ключевое звено. Именно педагог отвечает за стыковку самостоятельной деятельности детей и программы развития. Исходя из интереса детей, педагогу нужно найти из своего технологического кармана, то, что сейчас интересует детей, сделать еще более насыщенным то, на чем «завязли» дети. Тогда у педагога должна быть такая часовая нагрузка, когда воспитатель может иметь время для поиска и подготовки этого технологического решения.

Практика реализации проекта по созданию билингвальной среды показывает, что это возможно. К примеру, создание коммуникативной ситуации, когда все по-настоящему (общение с педагогом только на английском), вынуждает к проектированию детьми собственных средств для коммуникации. Поэтому необходимо задавать такие управленческие ситуации, которые будут обеспечивать профессиональное развитие педагога. Ситуации развития педагога – это ситуации, которые позволяют через организационные «фишки» вытянуть профессиональные. Трансформация в педагоге произойдет тогда, когда ситуация приведет к самоизменению – завершил эксперт.

Иван ТРИФОНОВ


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100