12 октября 2015 года в Чите в рамках проектного семинара «Проектирование инструментария для оценки образовательных
результатов в соответствии с требованиями ФГОС НОО, ФГОС ООО и ФГОС СОО» состоялось пленарное заседание, в ходе которого
представлены результаты работы проектных групп, подведены итоги первого дня семинара.
При рассмотрении Положения конкурса, объявленного ГК «Росатом», обозначено наличие визуализации учебных часов. Их
реализация возможна в основное учебное время. При этом важно, как будет оцениваться качество образования. Поскольку конкурс
– альтернативный способ оценивания качества образования, то представление об оценке качества образования будет осуществляться
с позиции лидеров.
Удачным в Положении отмечено сетевое взаимодействие, несмотря на трудности в оплате, видится повышение кадровой составляющей.
Участники семинара работали по заданиям исследовательского характера на стыке предметов в рамках метапредметной олимпиады,
состоящей из 3 туров. Предложенные олимпиадные задания носят эвристический характер. На примере их метапредметности следовало
оценить предметные результаты. Интегрированные задания позволяют ребенку применять имеющиеся знания в широком спектре. Выполняя
такого рода учебную деятельность, ученик демонстрирует умения анализировать, уточнять, аргументировать, планировать выполнение
заданий, сравнивать, сопоставлять, распознавать, находить сходства и различия, решать учебно-познавательные задачи. Помимо
всего прочего, группа обратила внимание на то, что должны быть сформированы условия в рамках эффективного использования финансовых
ресурсов, кадрового обеспечения квалифицированных специалистов с олимпиадным направлениям, а в Положении прописаны результаты.
Педагоги пришли к следующим выводам:
- при альтернативной оценочной деятельности необходимо создавать образовательные события;
- организация внеурочной деятельности должна работать на результат подготовки к олимпиаде;
- школьная библиотека должна стать важным ресурсом подготовки к олимпиаде;
- с целью эффективной подготовки и получению высоких результатов необходимо уделять больше
внимания проведению интегрированных уроков;
- предусмотреть необходимые часы в школьном учебном плане.
Отмечено, что метапредметные результаты оценивать сложнее. Задания олимпиады могут быть не связаны с предметными результатами.
Такая деятельность предполагает огромный объем работы: углубленное изучение ФГОС, изменение уклада школьной деятельности,
интегрирование, изменение учебного плана и другое.
Говоря одиагностической работе по профессиональному образованию отмечено, что для выполнения предлагаемых заданий каждого
уровня потребуется около 23 учебных часов. При анализе уровней – репродуктивного, конструктивного, исполнительского
были выявлены проблемные точки, если это оценивание педагога:
- что оценивать;
- каким должен быть опыт педагога;
- каким должен быть уровень компетенций учителя и другое.
Если это задания для выпускников вузов, то возникает масса других сложностей. Организационные задания на таком уровне приведут
к значительным изменениям. Вуз должен быть привязан к образовательной организации, а значит, пересмотрены часы теории и практики,
например, 35% и 65%, соответственно. По-иному должен быть построен учебный процесс, чтобы студенты не только могли выполнять
такие задания, но были способны к результативной деятельности по ФГОС. В случае, если даже репродуктивный уровень не будет
освоен студентом, либо не все смогут пройти данные уровни, выпускник вуза получит документ об окончании учебного заведения,
но, придя в школу, должен будет работать под началом опытных педагогов, и тогда, возможно, когда-нибудь перейдет на исполнительский.
Галина Болотова, заведующий учебной частью Агинского ИПК, акцентировала внимание на том, что в качестве оценочных инструментариев
могут выступать проектные задачи. В настоящее время Агинским ИПК осуществляется работа по составлению задач и разработке инструментариев
под руководством ведущих специалистов в данной области. Полученная матрица образовательных результатов изучается и осмысливается.
Цыцык Дашинимаева, проректор по УМР Агинского ИПК заметила, что именно образовательные события рассматриваются педагогической
общественностью как альтернативный способ оценки качества образования. На первом этапе это и технология проектирования проектных
задач, и ознакомление с теоретическими основами, и практическая работа в группах, и разработка критериев, экспертных листов.
Результат – задача. На втором этапе осуществляется решение разработанных задач, распределяются роли, а третий этап содержит
анализ учителем и детьми образовательного события, где каждая группа демонстрирует полученный результат. Особенно важно владение
новым инструментарием оценивания.
Нина Рюхова, заведующий отделом анализа и мониторинга образования ИРО Забайкальского края, предложила модель внутришкольной
системы оценки качества образования, состоящую из нескольких блоков: концептуального, нормативно-документального, включающих
интеграцию оценочных процедур, развитие новых оценочных процедур, оценку эффективности деятельности. Оценка процедур может
быть внешняя и внутренняя, например, аккредитация и лицензирование образовательной организации (внешняя), оценка классной
деятельности, промежуточная аттестация, мониторинг качества образования и другие (внутренняя). Потребителями результатов являются
все, начиная от учащегося, заканчивая государством.
Отмечены проблемы оценочной деятельности:
- объективность оценки
- выбор индикаторов оценки, критериев и показателей
- разработка моделей системы качества образования
- формирование оценочной культуры субъектов образовательной деятельности и управления образованием
Светлана Кузьмина, доцент кафедры образовательной политики ИРО Забайкальского края отметила ряд проблем, связанных с альтернативной
оценочной деятельностью. Профессиональный стандарт в реестре стоит под №1, однако парадокс в том, что его принятие отложено
на 2017 год, поскольку до сих пор не ясно, каким должен быть педагог. Система общего образования внедряет ФГОС на всех ступенях,
но готов ли педагог к работе по ФГОС? Если на репродуктивном уровне важно достижение предметных результатов, то значит ли,
что не нужны метапредметные? В случае выполнения всех уровней заданий следует ли присваивать высшую категорию? Или наоборот,
если не усваивается даже репродуктивный уровень, что делать с педагогом? Вопросов остаются открытыми и требуют тщательного
изучения.
Светлана КАПУСТИНА, Наталья ГОЛОВКО, аналитическая группа Забайкальского края
|