Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"
Главная > Cеминары и конференции> Семинар «Проектирование инструментария для оценки образовательных результатов»> Лекция «Общая рамка и специальная фокусировка внутришкольной системы оценки качества», Р.В.Селюков
Презентация к докладу Романа Селюкова 

Лекция «Общая рамка и специальная фокусировка внутришкольной системы оценки качества образования и оценки образовательных достижений учащихся в соответствии с требованиями ФГОС уровней общего образования к образовательным результатам учащихся (содержательный и организационный аспекты)», Р.В. Селюков




11 октября 2015 года в Чите в рамках проектного семинара «Проектирование инструментария для оценки образовательных результатов в соответствии с требованиями ФГОС НОО, ФГОС ООО и ФГОС СОО» с докладом «Общая рамка и специальная фокусировка внутришкольной системы оценки качества образования и оценки образовательных достижений учащихся в соответствии с требованиями ФГОС уровней общего образования к образовательным результатам учащихся (содержательный и организационный аспекты)» выступил Роман Селюков, первый заместитель директора Института проблем образовательной политики «Эврика».

Роман Селюков обозначил рамки создания внутришкольной системы оценки качества образования и оценки образовательных достижений учащихся в соответствии с требованиями ФГОС: выстраивать в логике ФГОС ООО, обеспечить открытость образования, выстраивать собственную оценочную политику школы. Подчеркнул, что оценка образовательных достижений учащихся – это особая технология.

Эксперт определил пять ключевых вопросов, которые должны озадачить проектные группы:

  • Что оцениваем?
  • Зачем оцениваем?
  • Кто оценивает?
  • Как оценивать?
  • Кто потребитель результатов оценивания?

Критически важно, чтобы позицию оценщика занимал сам ученик, соответственно, оценка учителя не должна предшествовать самооценке ученика. Роман Селюков акцентировал внимание слушателей на том, что образовательные результаты должны быть описаны понятным языком для потребителей.

Далее были определены общие характеристики системы оценки качества образования: полнота, непротиворечивость, компактность, связность, сложность, наличие выраженных управляющих элементов и связей между ними. Как эти характеристики «прочитать» относительно системы оценки качества образования или относительно системы оценки детских образовательных достижений (или результатов)?

По словам эксперта, полнота системы прежде всего показывает в системе оценки достижений учащихся не отрывочные качественные достижения, а полную картину. Относительно непротиворечивости системы обозначено: не зная, что будет в 9 классе на итоговой аттестации, учитель по умолчанию продолжает формировать ЗУНы. Тогда как в новом ФГОС в части метапредметных результатов должны появиться иные процедуры оценивания и формирование УУД невозможно натаскиванием и тренировкой. Чтобы система стала компактной, рекомендовано использовать схемы, таблицы.

С введением ФГОС у школ не складывается система оценки качества, которая позволяла бы комплексно оценивать все образовательные результаты детей (и предметные, и метапредметные, и личностные). У учителей до сих пор нет определенности, как метапредметные результаты в соответствии с требованиями ФГОС будут проверяться в рамках итоговой аттестации учащихся в 9 и 11 классе.

Пятибалльная система отметок не соразмерна задачам оценивать предметные, метапредметные и личностные образовательные результаты учащихся. В связи с этим необходимо разрабатывать новые оценочные процедуры под ФГОС уровней общего образования.

Как развилки были обозначены следующие моменты:

  • Оценка всего спектра результатов ФГОС в школах или оценка ЗУН;
  • Единая процедура или многообразные (вариативные ) процедуры;
  • Включен учитель в итоговую аттестацию или исключен из нее.

По мнению эксперта, ядром основной образовательной программы является формулирование предметных, метапредметных и личностных результатов, то есть матрица образовательных результатов.

Предметные результаты состоят из трех аспектов: ЗУНы, нормы и правила (предметная грамотность), озадачивание самих себя (должен быть неразделимым с учебными метапредметными результатами).

Метапредметные результаты делятся на учебные (как умение учиться), информационные, коммуникативные.

Личностные результаты персонифицировано не оцениваются и формируются при создании необходимых условий, таких как матрица событий (среда в школе), система мотиваций (берется из интересов) и люди (кадры).

Роман Селюков предложил три пакета материалов, которые задают общую рамку и специальную фокусировку внутришкольной системы оценки качества образования и оценки образовательных достижений учащихся:

  • матрица самих результатов;
  • организационная модель условий;
  • контрольно-измерительные материалы (оценочный инструментарий).

Таким образом, чтобы осмыслить и описать операционально образовательные результаты в матрице, необходимо создать условия деятельности (проблематика формирования СОКО) и только после этого разрабатывать оценочный инструментарий.

Галина БОЛОТОВА, Дарима ЖАПОВА, Цыренханда ЖАПОВА, Жаргалма САМПИЛОВА, Жанна ДОРЖИЕВА, аналитическая группа Забайкальского края


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100