30 сентября 2015 года в Москве в рамках семинара «Проектирование программы развития ДО в соответствии
с ФГОС в условиях билингвальной среды» с докладом «Анализ результатов экспертизы
ООП в электронной среде» выступила Наталья Шадрина, заместитель директора Института проблем образовательной
политики «Эврика».
Наталья Шадрина обсудила с участниками семинара проблемы реализации проектной деятельности и организации образовательных событий
в детском саду. Проблема является важной, так как именно проектную деятельность указывают чаще всего как деятельность, являющуюся
основной при реализации ООП и многие примерные основные образовательные программы построены по принципу проектной деятельности.
Проектная деятельность предполагает наличие задачи, реализуемой детьми с достижением конкретного результата и созданием определенного
материального продукта деятельности. То есть дети совместно со взрослыми целенаправленно и последовательно создают нечто (продукт),
в процессе создания которого они учатся, исследуют. Данная деятельность должна возникнуть в ответ на интерес, который есть
у детей. Основная задача - удержать интерес ребенка в возрасте 3-4 лет для выхода на проектную деятельность при большом разнообразии
и объеме идей.
Наталья Шадрина отметила, что во многих дошкольных организациях за детей уже все придумано, возможно, не стоит стремиться
к столь хорошо сделанным тематическим уголкам (супермаркет, кухня и так далее), а лучше предоставить возможность детям все
переставить, изменить, сделать самим. В чем ребенок может проявить инициативу, если все за него уже продумано? Например, в
сюжетно-ролевых играх с помощью искусственно выстроенных дефицитов возможно провоцировать воображение ребенка, развивать мышление.
У воспитателя должна появиться детская документация, фиксирующая детские вопросы, гипотезы, являющиеся началом проектной деятельности.
Далее эксперт отметила, что вопрос, касающийся организации образовательных событий, является проблемным, так как событие -
сложная для организации единица образовательного процесса.
При организации образовательного события воспитатель должен осуществлять анализ по нескольким ключевым точкам:
- что делали дети во время события?
- в каких точках они совершали выбор и вели себя по-разному?
- в каких точках события мы видим именно детскую инициативу, а не ответ на предложение взрослого?
Для совершенствования событий необходимо задаться вопросами:
- какие действия в общем ходе события можно передать детям?
- в каких точках можно выстроить выбор, обеспечив тем самым вариативность детского поведения?
В рамках доклада были обозначены позиции, на основании которых возможно выстраивать систему оценки качества образования в
дошкольной организации.
Не первом уровне рассматривается деятельность воспитателя как субъекта, учитывая, что детские результаты не оцениваются. Предметом
оценки будет являться документация, которая есть у воспитателя, направленная на фиксацию того, что происходит в группе с детьми.
Педагог может измерять и диагностировать развитие ребенка для составления индивидуальной программы развития ребенка, используя
карты Т.А. Нежновой и Н.А. Коротковой, Н.Е. Вераксы, Д.Б. Эльконина. Это может быть и карта, разработанная самим педагогом,
но все карты, по которым ведется наблюдение в разных группах, должны иметь общие концептуальные основания.
Второй уровень - внешняя экспертиза, направленная на оценку взаимодействия педагога и ребенка, развивающую предметно-пространственную
среду – условия для достижения целевых ориентиров.
Иван ТРИФОНОВ
|