Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Пленарное заседание. Подведение итогов семинара




19 декабря 2015 года в рамках проектно-экспертного семинара «Обеспечение формирования проектных групп по направлениям региональной образовательной политики, обеспечивающим стратегические прорывы в повышении качества образования в контексте социально-экономического развития Республики Саха (Якутия)» состоялось пленарное заседание, на котором представлены результаты работы проектных групп, подведены итоги семинара.

На пленарном заседании участниками представлены варианты тезисов относительно повышения качества образования в контексте социально-экономического развития Республики Саха (Якутия).

Мы живем в быстроменяющемся мире. Это утверждение может звучать тривиально, но для системы образования оно имеет исключительно важное значение. Именно быстрота и глубина перемен породила острейший кризис практически во всех системах образования мира. Суммарно все эти перемены получили название «глобализация». Для нас, работников образования, это означает, в конечном счете, простую мысль: впервые в истории в открытую конкуренцию выходит не государство с его экономикой, не университеты или промышленные предприятия, а конкретные люди, стоящие у станков, командующие производством, принимающие решения. 21 век – это век самореализующихся личностей.

Природа кризиса, возникшего в мировом образовании, лежит в противоречии между двумя принципиально разными стратегиями: либо школа помогает человеку найти себя и обрести индивидуальность как важнейшее конкурентное преимущество, либо она воспитывает его как равнодушного исполнителя, осуществляющего чужие цели.

И пусть нам не дано знать, как именно будет выглядеть мир к 2030 году. Фантасты и прогнозисты дают различные сценарии – от резко негативного до восторженно идеального. В мои задачи не входит их анализ. Но как человек, относящий себя к историческим оптимистам, я предлагаю исходить из того, что наши нынешние и будущие выпускники будут жить в обществе, высшей ценностью которого будут они сами – социально-ответственные, умные и талантливые люди.

Поэтому ведущей задачей системы образования я вижу организацию условий, способствующих достижению этой цели.

Что здесь главное? Главное – достичь такого качества общего образования, чтобы к 17 годам каждый юноша и каждая девушка обладали способностью к самоопределению (гражданскому, профессиональному), к саморазвитию, самообразованию, - ко всему тому, что Пушкин называл «самостоянием человека». Только такие люди смогут составить общество саморазвивающееся, самоорганизующееся, способное выдвигать гражданские инициативы и вступать в диалог с государством в интересах их реализации.

Но чтобы это случилось, ребенок, находящийся в системе образования, должен приобретать опыт деятельностей, развивающих в нем соответствующие компетенции. С этой точки зрения, у нас уже есть неплохой задел. В предшествующие годы мы хорошо поработали по таким направлениям, как становление государственно-общественных форм управления образованием, поддержка развития различных педагогических инициатив, а в самое последнее время мы начали внедрение нового образовательного стандарта…

Но совершенно очевидно, что постановка такой задачи неизбежно влечёт очень серьезные изменения всех условий и факторов определяющих жизнь системы общего образования. Это относится как к объективным, так и субъективным аспектам. И смею утверждать, что субъективные сложности многократно превышают объективные.

Сразу назову главную из них: это – превращение наших учеников – в субъектов собственной деятельности. Что это значит? Это значит, что к 14-15 годам мальчики и девочки, пришедшие в нашу систему младшими дошкольниками, должны стать людьми способными к рефлексии оснований своих поступков, сознающих личностную ценность своего образования, уже готовых к сознательному и ответственному обсуждению своей индивидуальной образовательной программы. Они уже чувствуют свои сильные и слабые стороны, свои преимущества и дефициты, свои образовательные интересы и потребности. Они уже позиционируют себя как члены социума, критически и заинтересованно включаясь в новые для себя социокультурные связи.

Речь идёт о крайне амбициозном вызове для всех нас: сможем ли мы осмыслить содержание общего среднего образования как тонкий инструмент социализации наших учеников, включение их в культуру, понимаемую не только как наследие и достояние, но и как процесс свободного развития и творчества во всех социально позитивных видов деятельности. Решить такую задачу по силам только учителям, которые сами обладают высокой человеческой и профессиональной культурой.

Иван ТРИФОНОВ





система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100