29 июня 2015 года в Улан-Удэ в рамках семинара «Проектирование программы развития
ДО в соответствии с ФГОС в условиях билингвальной среды» состоялось итоговое
пленарное заседание, на котором подведены итоги семинара, сформулированы задачи для участников проекта на межсессионный период.
На итоговом пленуме семинара были представлены основные подходы к проектированию ООП и модели программ пилотными дошкольными
образовательными организациями.В выступлениях были представлены основные структурные и содержательные элементы ООП, способы
проектирования сред, моделирования взаимодействия внутри коллектива и взаимодействия педагога с ребенком.
Представлен схематичный регламент введения ООП, где обозначены элементы: сама основная образовательная программа, среда,
кадры, определены дополнительные программы и технологии реализации (например, английская группа развития, ТРИЗ и другие).
Отмечено, что в детских садах проводится анализ программ по блокам на предмет соответствия ФГОС, оценка кадрового потенциала
на ресурсные и профессиональные возможности педагога по проблематике введения ФГОС. В этом отношении реализуется методическая
работа по сопровождению внедрения ФГОС: семинары, консультации, педсоветы, курсы повышения квалификации.
Были представлены технологические карты анализа программ, с привлечением экспертной группы родителей. Подчеркнуто, что для
рефлексии нужны пробы примерной основной образовательной программы в проектном формате в разных группах, к примеру, в опытно-экспериментальной,
интерактивной, проектной.
На фрагменте гибкого графика дня и плавающего плана в рамках реализации проекта по формированию билингвальной среды представлены
содержание, направления работы и взаимодействие воспитателей с учителями английского и бурятского языков.
Опыт учреждений, начавших реализацию проекта по билингвальной среде включает и планирование дня на основании выбора детей
вида деятельности на каждый день, вывод режимных мероприятий в разную языковую среду, образовательные события на английском
и бурятском языках для детей и родителей.
Отмечены отличия в сравнении действующих программ и ФГОС:
- свобода выбора, инициативы ребенка – планнинг в зависимости от предметно-пространственной
среды;
- воспитатель исходит их интересов ребенка действуя в рамках «плавающего
планирования», которое дает свободу творческой реализации воспитателю;
- среда выступает как провокатор инициативы ребенка.
Выделены также и предметные различия программ, такие как структурные единицы – учебное занятие или событие.
В ходе обсуждения подчеркнуто, что если различение (предметное предъявление характеристики предыдущего и будущего состояния)
не предъявлены конкретно – проектной деятельности не получится. Проектная деятельность появляется при системных изменениях,
например, когда детский сад выходит на методологию образовательных событий. И ключевым для воспитателя качеством становится
способность к изменениям.
На примере представленных моделей обсуждался вопрос: Как соединить линейную структуру программы с многообразием средовой
деятельности, конструировать люфты для ребенка? Подчеркнуто, что при разработке и конструировании ООП необходимо соотносить
концептуальные подходы и основы программ – модулей в ООП.
На примере представленной модели программы детского сада «Сказка» Заиграевского района был обсужден вопрос о рамочности
программы, о возможности включения в содержательную часть ООП программы «Key to Learning» как программы развития.
При этом обозначены риски, инструменты. Фактически рамочность можно жестко не задавать, а ситуация должна находиться на постоянной
рефлексии.
Эржени БУДАЕВА, аналитическая группа Республики Бурятия
|