27 июня 2015 года в Улан-Удэ в рамках семинара «Проектирование программы развития
ДО в соответствии с ФГОС в условиях билингвальной среды» с докладом «Представление общей модели образовательного
процесса в дошкольных образовательных организациях с учетом возрастных нормативов развития» выступил Роман Селюков, первый
заместитель директора Института проблем образовательной политики «Эврика».
Роман Селюков рассмотрел ведущую деятельность, как деятельность, оказывающая наибольшее развивающее воздействие на ребенка
в определенном возрастном периоде.
Детям от 0 до 7 лет характерно:
- непосредственное эмоциональное общение (0-0,5);
- предметно-манипулятивная деятельность (0,5-3);
- игровая деятельность (3-7).
Стандарт выстроен на возрастной периодизации, на системно-деятельностном подходе. Ребенка необходимо подготовить к познанию,
вызвать у него любопытство. Нужно интеллектуально провоцировать, создавать социальные ситуации, которые дают пищу для развития
и размышления. Данные провокации позволят развить природные задатки, которые есть у детей.
Искусство воспитателя в том, чтобы в процессе «затухания» игры, вызвать личную заинтересованность ребенка в получении
информации.
Была рассмотрена игра как ведущая деятельность, реализуемая в рамках ООП дошкольного образования:
- самодеятельная игра;
- игра с предметами-заместителями;
- дидактическая игра;
- сюжетно-ролевая игра;
- настольные игры;
- подвижные игры;
- народные игры.
В ООП дошкольного образования развиваются следующие виды деятельности: игра, проект, эксперимент. Проект и эксперимент не
оказывают ключевого воздействия на ребенка-дошкольника. Ведущая деятельность для ребенка – игровая. Игровая деятельность
в наибольшей степени развивает детей в дошкольном периоде. Учебная деятельность, возможно, и приводит к успешному получению
академических знаний, но ранняя акселерация дошкольников не приводит к большим результатам. Дети быстро теряют мотивацию к
учебе.
В основную схему ООП дошкольного образования входят:
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие;
- познавательное развитие;
- социально-коммуникативное развитие.
В завершении лекции Роман Селюков задал вопросы слушателям о том, какую деятельность они хотели бы видеть в своем дошкольном
учреждении. Большинство выбрали проектную деятельность, далее эксперимент и игра, и только один человек выбрал учебную деятельность.
Долгор БАДМАЕВА, Оюна ДУГАРОВА, аналитическая группа Республики Бурятия
|