Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"
Презентация к докладу Александра Адамского 

Лекция «Проектирование и реализация ООП и системы оценки качества дошкольного образования», часть 1, А.И. Адамский, научный руководитель АНО «Институт проблем образовательной политики «Эврика»




27 июня 2015 года в Улан-Удэ в рамках семинара «Проектирование программы развития ДО в соответствии с ФГОС в условиях билингвальной среды» с первой частью доклада «Проектирование и реализация ООП и системы оценки качества дошкольного образования» выступил Александр Адамский, научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика».

В начале лекции эксперт отметил, что примерная ООП ДО включена в реестр, но в ней удалось сохранить принцип вариативности.

При разработке ООП в дошкольных образовательных организациях необходимо понимать то, что:

  • примерная ООП должна учитываться, но не переписывается;
  • примерная ООП – конструктор, сформированный по модульному принципу, позволяющий осуществить два действия: работать по программам, которые уже реализуются в детских садах и набрать из тех программ, которые представлены на сайте ФИРО модули для вариативного осуществления в разных детских садах.

Здесь важно обратить внимание на описание сред. Проект по созданию билингвальной среды направлен на создание языковых сред, создание полисредовой школы, где ребенок пребывает в разных средах и ощущает границы этих сред. Возникает вопрос: «Какие еще среды, кроме языковой, в которой ребенок может реализовывать свою деятельность, должны появиться?»

На пути ребенка есть проблемы, препятствия, которые нельзя «перешагивать» методически, есть необходимость фиксировать эти пороги. В этом отношении прямое копирование методики – ошибка. Проект направлен не столько на школьную успешность, сколько на успешную социализацию в будущем. Педагогам нужно отойти от привычного подхода – подготовить ребенка к школе. В дошкольном образовании формируется львиная доля успешности человека в жизни и чем больше педагогов, которые ориентированы на такую позицию – тем успешнее будет проект.

Современная экономика отличается системными и частыми изменениями в технологиях и человек должен быстро адаптироваться к этим изменениям. Способность менять свою позицию закладывается только в дошкольном образовании. И именно способность к изменениям будет обеспечивать успешную социализацию.

Говоря о сквозных и особенных образовательных результатах дошкольного образования можно привести в качестве аргумента исследование, проведенного Высшей школой экономики по определению дефицитов навыков по разным категориям: руководители, специалисты, рабочие.

По руководителям на первом месте находится дефицит - способность принимать нестандартные решения. Далее по списку: лидерские качества, знание иностранных языков, умение работать с людьми, профессиональные навыки, эмоциональная стабильность. На 3 месте с конца - навыки чтения и письма. Дефициты для специалистов и рабочих также начинаются с навыков, которые можно отнести к универсальным. Большинство из этих дефицитов, как способность, как навык и компетентность, формируются в дошкольном возрасте и не компенсируется в других возрастных периодах.

Сегодня у ребенка нет возможности планировать свои действия в рамках ООП. Все, что происходит с ребенком в саду сегодня, происходит по заданному плану и алгоритму. В таких условиях формировать универсальные способности – умения принимать решения, менять позиции – невозможно. Задача на сегодня – готовить ребенка к жизни в условиях неопределенности.

Циклы изменений – меньше образовательного цикла. Опыт нашего поколения будет неактуален для последующих поколений. Возникает вопрос: «Если алгоритм не передается, нужно ли моделировать ситуацию в образовательной среде?

Порог заключается в самоопределении учителей на это решение: надо ли моделировать понятие или легче рассказать? Должен ребенок это прожить или ему рассказать об этом.

Самоопределение педагога заключается в переходе от алгоритмического предъявления до моделирования сред, моделирования понятий, когда действие ребенка приведет к формированию представления. Важно критическое отношение к собственному развитию. Сознательный выбор учителя говорит об его ответственности. Нет выбора – нет ответственности в действиях.

Роль воспитателя меняется от «всезнайки» к организатору некой ситуации, в которой ребенок из ничего начинает действовать. Ребенок – не «чистая доска», у него есть социальный опыт, среда. Самым главным оценщиком развития ребенка является воспитатель, который оценивает по себе. Если нет развития у воспитателя – нет развития у ребенка.

Порог в выборе между прямой, натуральной передачей алгоритмов и научением жизни в быстроменяющемся мире. Можно ли оценить способность к изменениям?

По реализации проекта эксперт фиксировал вопросы родителей: Как ребенок должен понимать, на каком языке он должен разговаривать, если он знает несколько языков? На каком языке и с кем разговаривать? Как у ребенка должна пройти идентификация по этнической принадлежности? Что будет, если ребенок разговаривает на языке, на котором не разговаривает родитель?

В этом отношении есть большая вероятность идентификации в полисреде, потому что он знает границы своего языка. Здесь важно понимать, с какого возраста и сколько языков ребенок способен удерживать сознательно. 3 языка – это нормально, а вот 4-5 языков – это уже вопрос организации времени.

Многоязычие развивает ребенка, а не только дает знание языков. Удержание разных языков, смысловых систем – способ интеллектуального развития ребенка. Семиотическая картина – удержание связи межу разными системами. Но нужна точная, индивидуальная работа. У одного ребенка порог полилингвальности один, а у другого – другой. Порог – это индивидуальнее решение для каждого ребенка.

Эржени БУДАЕВА, аналитическая группа Республики Бурятия


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100