4 июня 2015 года в Москве в рамках семинара «Проектирование программы
развития ДО в соответствии с ФГОС в условиях билингвальной среды» состоялось
пленарное заседание, на котором представлены результаты работы проектных групп, подведены итоги первого дня семинара.
Участниками семинара представлены типы объектов оценки качества дошкольного образования, сформулированные в ходе семинара:
- пространство развивающей среды
- материалы развивающей среды
- продукты детской деятельности
- качество общения
- педагог-посредник
Также зафиксировано, что разработка системы оценки качества образования является важным этапом проектирования ООП образовательной
организации. Чем более точными и эффективными окажутся критерии оценки качества, которые разработает конкретный коллектив,
тем более содержательной будет основная образовательная программа.
Разработка критериев требует обсуждения следующих вопросов:
- Каким образом взрослый обеспечивает эмоциональное благополучие ребенка?
- Что делать, когда культура питания или другие нормы и правила в семье не совпадают
с нормами в детском саду?
- Где границы между реальными нормами безопасности и правилами, которые не столько
служат безопасности, сколько делают детей «удобными» для взрослого? Можно ли разговаривать за столом?
- Где граница между потаканием детским капризам и насилием над потребностями? Должны
ли учитываться вкусовые предпочтения детей при организации питания?
- Можно ли вводить правила и нормы в группе через традиции и ритуалы, в игровой
форме?
- Что должно быть в среде детского сада для сенсорного развития детей? Что нужно
для детского экспериментирования? Должны ли быть «песок и вода» в каждой группе?
Особенностью актуального состояния понимания технологий формирования инициативности у детей в профессиональном сообществе
воспитателей детских садов является:
- отсутствие достаточного арсенала техник работы с детьми, обеспечивающих появление
и становление детской инициативы;
- отсутствие понимания, каким образом детская инициатива, развитая в дошкольном
возрасте, может быть поддержана в младшем школьном возрасте в условиях жесткого насаждения норм поведения в школе и форматирования
способов организации познавательной деятельности детей;
- отсутствие механизмов финансово-экономического стимулирования такой деятельности
педагогов.
Участники семинара обозначили ключевые задачи, которые предстоит решать педагогам, обеспечивающим развитие детской инициативы:
- формирование предметно-развивающей среды как образовательный среды;
- решение проблемы о соотношении понятия занятия и образовательного события в контексте
ФГОС;
- наработка техник поддержки и развития детской инициативы в ведущей деятельности
детей дошкольного возраста - игре;
- формирование карт наблюдения за развитием инициативы детей дошкольного возраста.
Иван ТРИФОНОВ
|