5 июня 2015 года в Москве в рамках семинара «Проектирование программы
развития ДО в соответствии с ФГОС в условиях билингвальной среды» с докладом «Развитие познавательных способностей
ребенка» выступила Елена Воробьева, эксперт Института проблем образовательной политики «Эврика».
Развитие ребенка тесно связано с его способностями – такими индивидуально-психологическими особенностями личности, которые
обеспечивают высокие достижения в деятельности, определяют пригодность человека к тому или иному ее виду.
Развитие способностей определяется единством внешних и внутренних условий в их взаимодействии. Отечественные психологи подчеркивают
огромную роль общения, воспитания, обучения в процессе социального наследования культуры, опыта, приобретенного человечеством
для развития способностей. Природной биологической основой способностей являются задатки. К ним относят уровень развития и
соотношение первой и второй сигнальной системы, природные свойства анализаторов, индивидуальные вариации строения и степень
функциональной зрелости отдельных участков коры головного мозга. Говоря о способностях ребенка, необходимо отметить и возрастные
предпосылки способности, или возрастные факторы одаренности. Каждый возрастной период имеет свои неповторимые, специфические
внутренние условия развития, и с возрастом происходит не только увеличение умственных сил, но и их ограничение, иногда и утрата
ценных особенностей предшествующих периодов.
Возрастные особенности как бы подготавливают и временно сохраняют благоприятные условия для становления определенных способностей,
выступают как составная часть, компоненты самих детских способностей. Если говорить о детском и младшем школьном возрасте,
то в этот период проявляется своеобразная повышенная готовность к развитию художественных способностей. Предпосылки важны,
но не следует отождествлять их со способностями. Как бы ни были велики задатки ребенка, они реализуются в способность только
в процессе его деятельности.
Развитие способностей – сложный процесс. Оно не сводится лишь к количественному их росту. В процессе развития происходит
прежде всего качественная перестройка способностей. Развитие способностей совершается по спирали: реализующиеся возможности,
которые представляют способность одного уровня, открывают возможности для дальнейшего развития, для развития способностей
более высокого уровня. В детском возрасте начинают формироваться познавательные, некоторые специальные, практические способности.
Познавательные (когнитивные) способности включают в себя как сенсорные способности (восприятие предметов и их внешних свойств),
так и интеллектуальные, обеспечивающие относительно легкое и продуктивное овладение знаниями, сущностью предметов и явлений
окружающего мира.
Исследования отечественных и зарубежных психологов говорят об очень ранних сроках проявления познавательных способностей у
детей. О наличии их свидетельствует, например, точность, дифференцированность восприятия, умение вычленить наиболее характерные
свойства предметов, способность разобраться в сложных ситуациях, найти наиболее оптимальное решение, предполагающее наличие
изобретательности и оригинальности ума, наблюдательности, смекалки. Конкретное же проявление этих общих универсальных внутренних
условий осуществления любой деятельности определяется в значительной степени возрастом ребенка и свойствами типа нервной системы.
В детском возрасте складываются такие формы опосредованного познания, как использование сенсорных эталонов и наглядно-пространственное
моделирование. Выявлены основные закономерности этого процесса в детском периоде. Так, при овладении действиями по применению
усваиваемых эталонов дети переходят от простой идентификации свойства воспринимаемого объекта с соответствующим эталоном к
действию сопоставления свойств эталона со свойствами предметов, отличающимися от эталонных в том или ином отношении, и наконец
к действию, при котором сложные свойства воссоздаются в результате сочетания двух или нескольких эталонов.
В процессе овладения дошкольником пространственным моделированием Л.А.Венгер выделяет четыре линии. Первая – расширение
диапазона моделируемых отношении (от моделирования наиболее доступных ребенку пространственных отношений он переходит к моделированию
временных, механических, звуковысотных, математических и логических отношений).
Вторая линия заключается в изменении степени обобщенности и абстрактности моделируемых отношений. На первых этапах дети моделируют
единичные конкретные ситуации, сами модели при этом носят недифференцированный характер. Впоследствии моделирование подобных
ситуаций становится более точным и дифференцированным, кроме того, дети сами создают и используют в своей деятельности модели,
имеющие обобщенный вид.
Третья линия изменений в овладении пространственным моделированием заключается в преобразовании тех пространственных моделей,
с которыми действуют дети. Если вначале ребенок использует модели, сохраняющие внешнее сходство с моделируемыми объектами,
то затем переходит к моделям, представляющим собой условно-символические изображения отношений.
Четвертая линия изменения касается характера действий детей при моделировании. Уже в младшем детском возрасте у детей сформирована
предпосылка построения моделей — действия замещения, их дальнейшее совершенствование связано с такими формами замещения,
в которых заместитель имеет смысловую, или конденциальную, связь с замещаемым объектом.
Обучение, направленное на овладение детьми действиями с сенсорными эталонами и пространственными моделями, оказывает эффективное
воздействие на развитие познавательных способностей.
Соб.инф.
|