5 июня 2015 года в Москве в рамках семинара «Проектирование программы
развития ДО в соответствии с ФГОС в условиях билингвальной среды» с докладом «Проектирование системы оценки качества
дошкольного образования» выступили Наталья Шадрина, заместитель директора Института проблем образовательной политики
«Эврика» и Татьяна Морозова, эксперт-аналитик Института
проблем образовательной политики «Эврика».
Важнейшим условием реализации программы является создание образовательной среды, эмоционально комфортной и развивающей для
ребенка. Пребывание в детском саду должно доставлять ребенку радость, а образовательные ситуации должны быть увлекательными.
Важнейшие образовательные ориентиры – это:
- Обеспечение эмоционального благополучия детей;
- Создание условий для формирования доброжелательного и внимательного отношения
детей к другим людям;
- Развитие детской самостоятельности (инициативности, автономии и ответственности);
- Развитие детских способностей, формирующихся в разных видах деятельности.
Изучаемые темы должны выступать как материал для достижения целей образовательной работы – развития способностей и инициативы
ребенка, овладения доступными для дошкольного возраста культурными средствами (наглядными моделями и символами). Благодаря
этому образовательная программа становится залогом подготовки детей к жизни в современном обществе, требующем умения учиться
всю жизнь (life-long-learning) и при этом разумно и творчески относиться к действительности.
Была отмечена значимость роли воспитателя. При этом роль педагога в игре может быть разной в зависимости от возраста детей,
уровня развития игровой деятельности, характера ситуации и прочее. Педагог может занимать роль от активного участника до
внимательного наблюдателя.
Чтобы способствовать развитию игровой деятельности, педагоги должны уметь:
- создавать в течение дня условия для свободной игры детей;
- отличать игровые ситуации, в которых детям нужна косвенная помощь, от тех, которые
в ней не нуждаются;
- наблюдать за играющими детьми и понимать, какие именно события дня отражаются
в игре;
- отличать детей с развитой игровой деятельностью от тех, у кого игра развита слабо;
- если игра носит стереотипный характер – косвенно руководить игрой, например,
предлагая новые идеи или способы реализации идей детей;
- знать детскую субкультуру: наиболее типичные роли и игры детей, понимать их
значимость.
Воспитатели должны устанавливать взаимосвязи между игрой и другими видами деятельности. При этом спонтанная игра является
не столько средством для организации обучения, сколько самоценной деятельностью.
Наталья Шадрина акцентировала внимание на том, что важно организовывать в режиме дня детского сада взаимодействие педагога
и ребенка, а также отводить больше времени на игровую деятельность. Все образовательные программы были направлены на ранний
старт - готовили ребенка к школе, так как школа задавала определенные требования к выпускнику детского сада. В настоящее время
акцент должен ставиться на эмоциональное благополучие ребенка, проживание всех этапов детства.
В соответствии со Стандартом, образовательная деятельность понимается более широко и реализуется в специфических видах детской
деятельности и может быть организована в любой промежуток дня. Основная образовательная программа жестко регламентирует режим
дня, но время пребывания ребенка в детском саду должно быть выстроено иначе, то есть воспитатель должен развернуть образовательные
события для ребёнка. Таким образом, основными ориентирами, которые задаёт ФГОС являются:
- развитие личности и индивидуальности;
- самостоятельная ценность дошкольного детства.
Эксперт обратила внимание на то, что говоря о развитии личности, необходимо помнить, что все дети разные, поэтому нужно простраивать
образовательный индивидуальный маршрут ребенка. Для оценки качества дошкольного образования важна созданная предметно-пространственная
среда, и от того, насколько педагог может организовать образовательную деятельность в данной среде, зависит развитие ребёнка.
Иван ТРИФОНОВ
|