4 июня 2015 года в Москве в рамках семинара «Проектирование программы развития
ДО в соответствии с ФГОС в условиях билингвальной среды» с докладом «Развитие творческого мышления ребенка»
выступила Ольга Шиян, эксперт Института проблем образовательной политики «Эврика».
Возможно ли создать возможность для свободы ребенка в детском саду одновременно с развитием (напряжением) интеллектуальных
способностей ребенка – как одновременно «оставить детство» и обеспечить «высокий старт»? Эти полярные
задачи может помочь решить развитие творческого мышления.
Творчество – это создание нового, чего раньше не было. Творчество – это решение задачи. Есть такое явление, как
сочинение детских историй. Рисование на свободную тему – это тоже сочинение детских историй. Но не каждая игра, не каждое
рисование на свободную тему является сочинением детской истории.
Невозможно развитие ребенка человеком, который сам не развивается – педагогу важно понимать сам принцип задания, а придумывать
свои – не работать по заданным конкретным вариантам.
Ольга Шиян отметила, что некоторые взрослые считают:
- творческое мышление никакой логике не подчиняется, оно сродни вдохновению, наитию
– а значит, развивать его бессмысленно;
- творческое мышление – удел людей редких, одаренных, а значит, развивать
его у всех – бессмысленно;
- творческое мышление доступно только взрослым, и у малышей развивать его бессмысленно;
- творческое мышление у детей и так лучше развито, чем у взрослых, а значит, взрослым
развивать его бессмысленно;
- творческое мышление не приносит человеку счастья, а, напротив, может привести
к одиночеству, а значит развивать его просто опасно.
На самом же деле:
- творческое мышление подчиняется логике, но это особая логика – логика творчества
(и это показывают исследования изобретений и открытий);
- творческое мышление проявляется нечасто, но только потому, что образование редко
ставит целью его развитие. Если не делить людей на «творческих» и «нетворческих», учить детей не только
действовать по образцу, но и решать проблемные задачи, мышление и вкус к нему будут появляться и возрастать;
- дети даже успешнее, чем многие взрослые, справляются с творческими заданиями.
Правда, у ребенка нет самой идеи творчества – идеи создавать нечто принципиально новое. У него есть желание играть,
экспериментировать с миром. Только если взрослый не пройдет мимо детского решения, ребенок сам поймет, насколько умная мысль
вдруг пришла ему в голову. Поэтому можно сказать, что у детей творческого мышления нет, но оно обнаруживается и развивается,
если рядом оказывается взрослый, заинтересованный и в детском, и в собственном развитии;
- взрослые тоже получают пользу: пока они придумывают проблемные задания для детей,
их собственное мышление развивается;
- к одиночеству приводит не творческое мышление, а неспособность применить его
в своих отношениях с другими людьми, где также возникают сложные задачи.
Именно поэтому Н. Е. Веракса назвал творческое мышление диалектическим – позволяющим удерживать единство противоположностей.
Среди задач, которые нам приходится решать в жизни, есть особый тип – проблемные, противоречивые ситуации, которые требуют
совмещения несовместимого и, на первый взгляд, могут показаться неразрешимыми. И ситуации такие возникают очень часто. Вот
только некоторые из них.
- Для того чтобы ребенок развивался, ему необходима помощь взрослого, но эта помощь
делает самого ребенка беспомощным. Как же помогать, не помогая?
- Часто бывает необходимо, чтобы объект отвечал взаимоисключающим требованиям:
например, чемодан должен быть одновременно тяжелым (т.е. вместительным) и легким (иначе с ним трудно передвигаться). Именно
в таких «безвыходных» ситуациях и появляется изобретатель с диалектическим мышлением.
- Случается, что надо указать человеку на его ошибку, но в то же время сохранить
с ним теплые дружеские отношения.
И реагировать в такой ситуации можно тремя принципиально разными способами.
Первый способ – попеременно утверждать или делать то одно, то другое, т. е. «просто» не замечать существования
противоположностей. В этом случае можно говорить об отсутствии всякой логики: человек ведет себя или действует противоречиво.
И чувствует себя при этом плохо – и жизнь, и окружающие люди постоянно будут ловить его на противоречиях.
Второй способ – признать наличие противоположностей, но при этом уныло сказать, что задача неразрешима, и выбрать только
одну из крайностей (со всеми вытекающими проблемами – ведь и вторая «крайность» жизненно необходима!). В этом
случае человек уже руководствуется логикой, но только традиционной, формальной, которая считает, что противоположности всегда
строго исключают друг друга. Во многих случаях формальная логика очень ценна, но вот в проблемных ситуациях она бессильна.
Третий способ – найти творческое решение, позволяющее обнаружить, как взаимоисключающие отношения могут существовать
одновременно в одном явлении или объекте.
Творческое (диалектическое) мышление замечательно тем, что позволяет обнаруживать в мире явление развития, качественного изменения,
потому что развитие как раз и задается единством и борьбой противоположностей. Человек, у которого развито творческое мышление,
сможет и замечать, и создавать ситуации развития, движения в окружающем его мире.
Иван ТРИФОНОВ
|