Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"
Главная > Cеминары и конференции> Проектирование программы развития ДО в соответствии с ФГОС в условиях билингвальной среды> Семинар в Москве 4-6.06> Лекция «Основы проектирования образовательной программы дошкольного образования», Р.В. Селюков
Презентация к докладу Романа Селюкова 

Лекция «Основы проектирования образовательной программы дошкольного образования», Р.В. Селюков, первый заместитель директора АНО «Институт проблем образовательной политики «Эврика»




4 июня 2015 года в Москве в рамках семинара «Проектирование программы развития ДО в соответствии с ФГОС в условиях билингвальной среды» с докладом «Проектирование и реализация ООП и системы оценки качества дошкольного образования» выступил Роман Селюков, первый заместитель директора Института проблем образовательной политики «Эврика».

В ООП дошкольного образования фактически обеспечивается развитие трех видов деятельности в дошкольной образовательной организации: игра, проектная деятельность и эксперимент (исследование). Проект и эксперимент (исследование) – синтетические формы деятельности, они оказывают не ключевое воздействие на ребенка-дошкольника. Ведущая деятельность для ребенка 3-7 лет – игровая. Но это не означает, что другие деятельности невозможно реализовывать в детском возрасте. Игровая деятельность оказывает наибольшее развивающее действие в дошкольном периоде ребенка 3-7 лет. Но непосредственное эмоциональное общение, предметно-манипулятивная деятельность продолжают реализовываться ребенком в этом возрасте, однако они уже не оказывают наибольшего воздействия на развитие ребенка.

Наиболее важными для дошкольных образовательных организаций в рамках введения ФГОС ДО является разработка и реализация четырех продуктов проектной деятельности:

  • ООП детского сада;
  • предметно-развивающая среда;
  • плавающее планирование воспитателя (день, неделя, образовательный цикл);
  • форма организации деятельности.

Участники в рамках семинара зафиксировали, что необходимо разделять целевые ориентиры образования в соответствии с ФГОС ДО в младенческом и раннем возрасте и в возрастном периоде ребенка на выпуске из дошкольного образования.

Задачей дошкольного структурного подразделения образовательного комплекса является конкретизация целевых ориентиров, так как для работы педагога это очень важно.

На этапе завершения дошкольного образования выделяется 11 целевых ориентиров образования в соответствии с ФГОС ДО:

  1. Освоение культурных способов действия;
  2. Инициатива и самостоятельность в деятельности;
  3. Положительное отношение к миру и окружающим;
  4. Воображение;
  5. Развитая игра. Понимание норм и правил и способность следовать миру;
  6. Развитая речь. Основы грамотности;
  7. Крупная и мелкая моторика. Управление движениями;
  8. Произвольность. Развитая волевая сфера;
  9. Любознательность;
  10. Начальные знания о себе и мире;
  11. Принятие собственных решений.

Целевой ориентир – это не результат, это вектор, в направлении которого необходимо двигаться самому ребенку при помощи взрослых. Исходя из этого, детей дошкольного возраста оценивать с точки зрения результатов образования невозможно. В соответствии с требованиями ФГОС можно оценивать ребенка в двух случаях:

  • если воспитатель хочет скорректировать свою деятельность;
  • с целью индивидуализации образовательного процесса.

Задача воспитателя – ориентироваться на индивидуальные достижения каждого ребенка вдоль целевого ориентира, дать возможность каждому ребенку продвигаться по целевому ориентиру. На сегодняшний день воспитатель действует спонтанно. Конструктор образовательной программы нужен для того, чтобы процесс планирования каждого дня воспитателя был с «открытыми глазами», чтобы он (воспитатель) понимал, что развитие детей должно двигаться по 11 целевым ориентирам. Это управленческая работа на уровне воспитателя.

Кроме видов деятельности, существуют виды активности внутри любой деятельности, к примеру: физическая, познавательная.

В основную схему ООП ДО входят:

  • Речевое развитие;
  • Художественно-эстетическое развитие;
  • Физическое развитие;
  • Познавательное развитие;
  • Социально-коммуникативное развитие.

Моменты удивления – ключевые моменты у ребенка, при помощи них ребенок «втягивается» в деятельность, в дальнейшем возникают задачи. Участники семинара неоднократно подчеркивали, что важно найти баланс между обучением и игрой в программе детского сада. Компромисс теоретически обоснован и понятен: обучение в детском саду должно быть «игривым», а игра всегда должна обучать и развивать.

Иван ТРИФОНОВ


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100