Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"
Главная > Cеминары и конференции> Межрегиональная конференция «Эврика – Авангард-2015»> Экспедиции и мастер-классы образовательных организаций Москвы

Экспедиции и мастер-классы образовательных организаций Москвы




17 апреля 2015 года в Москве в рамках традиционной весенней конференции «Эврика – Авангард» состоялись экспедиции в образовательные организации г.Москвы.

ГАОУ «Центр образования № 548 «Царицыно».

«Любая школа отражает проблемы, имеющиеся в системе образования, - отмечает директор школы Ефим Рачевский, - Ключевая проблема - отставание существующих образовательных программ от предъявляемых к их результатам требований. Однако сокращение программ по времени - решение слишком очевидное. Нужно изменить подход к формированию содержания, например, сократить количество аудиторных занятий в пользу увеличения количества часов, которые отводятся на практические занятия».

Считается, что ресурс роста качества образования - профилизация образования, оптимизация штатов (и связанные с этим вопросы кадровой подготовки), вывод школы на аутсорсинг (содержание), наличие государственно-общественного управления. Риски, заключающиеся в таком подходе - критерии оценки формируются учредителем и являются унифицированными для всех, а это значит - слишком общими. Часто достаточно просто называться профильной школой, чтобы критерий оценки был зачтен. Кроме того, выполнение показателей, связанных с повышением заработной платы, напрямую на качество не влияет. Поскольку показатели достижения заработной платы не коррелируют с результатами качества. А для родительской общественности показатели оценки по ЕГЭ более важны, чем достижение показателей по зарплате.

Сейчас считается, что в образовательных комплексах качество образования выше. Есть возможность создания школ-ступеней, образовательных холдингов. Трудности в функционировании комплексов заключаются в специфике управления комплексом - это наличие реального лидера, сравнительно небольшой управленческий коллектив, делегирование полномочий, единое информационное пространство, единство целевых установок, жесткая конкуренция с другими школами.

В чем могло бы состоять конкурентное преимущество школы, занимающей лидерские позиции в составе комплекса? Это возможность многопрофильности, влияние на развитие ребенка в течение продолжительного времени, внутри комплекса возможны конкурентные отношения между учителями, вариативность использования их профессионального потенциала, создание школы ступеней (система инициации, визуальное прохождение этапов взросления), сохранение ситуации успешности (не исключение с начальных ступней, иная, комплексная система оценивания, предполагающая наличие возможностей для реализации в разных предметных и социальных областях).

Качество образования - степень удовлетворенности услугой, индикатор - увеличение количества желающих получить образование именно в этой образовательной организации. Современная семья готова инвестировать в образование ребенка, для которой показателем качества является индивидуальный прогресс ребенка. Задача образовательной организации - создать условия, обеспечивающие прогресс. При этом условия не стоит понимать как буквальное наращивание материально-технической базы школы.

Важнее наличие веера программ обучения, педагогических кадров, способных обеспечить их качественную реализацию. Профильное обучение этом смысле - возможность выбора без чрезмерной нагрузки (изучение желаемых предметов и отказ от тех предметов, которые потребителю услуги кажутся несущественными). Последнее также позволяет изменять содержание образования в зависимости от потребностей (изучение истории и математики углубленно). Проект эффективного учебного плана сейчас реализуется в школах Москвы. В рамках этого учебного плана возможно интегрирование части отдельных предметных курсов в единое предметное поле.

Образовательный холдинг «Наследник».

Для участников экспедиции проведена презентация основных направлений организации образовательного процесса. В школе создано информационное пространство, в которое включены ресурсы, позволяющие не только осуществлять управленческие функции, но и решать образовательные задачи. Например, виртуальное образовательное пространство, построенное на основе облачных технологий. В пространство включены:

  • электронный журнал,
  • корпоративный портал, развернутый внутри локальной сети,
  • сайт школы, содержащий выходы в электронный журнал и корпоративный портал,
  • электронные УМК,
  • интернет-магазин, где дети продают свои работы в благотворительных целях,
  • сайты классов (расписание занятий, образовательные события),
  • почтовый домен, на котором почтовый ящик может завести любой родитель, ученик, учитель,
  • локальные сети.

Следующее направление - формирование языковой среды. Языковая среда школы строится на изучении нескольких языков. Английский язык. Обучение построено на технологиях, позволяющих вводить обучение с раннего возраста. В дошкольных группах и первом классе обучение ведет носитель языка, учитель, носителем языка не являющийся, занятия ведет только со второго класса. В старших классах занятия с учителями чередуются. Большое внимание уделяется внеурочной деятельности. Занятия организуются в событийной форме. С пятого класса учащийся может выбрать второй язык или даже несколько таких языков. На этом этапе важны взаимоотношения с партнерскими организациями, которые также могут проводить занятия на иностранном языке.

Одним из важных направлений является творческая деятельность. В школе функционирует школа искусств (вокальное, танцевальное отделение, радио, компьютерная анимация и другое). Каждое утро ведется запись программы «Радио «Наследник». Ведутся программы по предметам: сложные правила, чтение лучших сочинений, выпуски радиопрограммы «Музыкальный салон». Все передачи анонсируются на сайте школы, выпуск радио «Наследник» транслируется в социальные сети. Живое участие в формировании программ принимают и родители.

Важным направлением творческой деятельности является компьютерная анимация, которая как обязательный предмет также включена в программу обучения старших классов, поскольку является полипредметной. Например, перед началом работы над фильмом дети часто сами участвуют в инсценировке, чтобы лучше понимать как двигается персонаж. Весь процесс производства фильма проходит с использованием профессионального оборудования.

Наталья ЦЫРЕНДАШИЕВА



17 апреля 2015 года участники конференции «Эврика–Авангард-2015» в рамках школьных экспедиций посетили ГБОУ СОШ №1716 «Эврика-Огонек».

Одной из основных задач развития школы №1716 «Эврика-Огонек» является создание единого образовательного пространства на основе преемственности всех уровней образования через исследовательскую и проектную деятельность.

Участники конференции воспользовались предложенной им возможностью познакомиться с развивающей средой в трех корпусах дошкольного подразделения школы. В одном из них гости стали непосредственными участниками Квест-игры «Весна в сказочной стране». Организация образовательного пространства была направлена на поддержание детской инициативы, умения воспитанников делать выбор и нести за него ответственность. Дети, гости, педагоги встретились в общем пространстве, где с удовольствием объединились в утренний приветственный круг и смогли все вместе поздороваться друг с другом песней «Утро просыпается»! Взрослые и дети, сделав свой выбор, отправились в разнообразные лаборатории:

  • «Математическая мозаика», - головоломки, задачи, примеры;
  • «Цветик-семицветик», -разнообразные опыты и эксперименты;
  • «Вдохновение», где дети смогли проявить свое творчество, вместе нарисовали картину весны и собрали целую корзину подснежников;
  • «Добрых слов»- дети и взрослые создавали свою книжку-малышку и сочиняли увлекательные сказки;
  • «Спортландия»- сами дети придумали маршрут, чтобы добраться до листочков желаний.

Дети, воспитатели и гости, объеденные единым порывом, справлялись с выбранной задачей и на дереве желаний снова распустились листочки, которые помогут исполнить желания, загаданные детьми и взрослыми.

Основная цель организации образовательного пространства дошкольного подразделения - создать условия формирования целевых ориентиров на конец дошкольного возраста: самостоятельности, инициативности, открытости внешнему миру, развитого воображения, творчества, способности к экспериментированию, волевым усилиям.

Важнейшей составляющей развивающего пространства школы является многообразие личных творческих проектов детей и взрослых: «Эврикиада», «Экспериментариум», «Легофестиваль», «Все начинается с семьи», «Волонтерское движение» и многие другие. 17 апреля на Мастер-классе «От замысла к воплощению» (Мультстудия «Огонек») была представлена виртуальная среда для реализации творческих проектов на основе метапредметных связей и преемственность дошкольного и школьного образования. Как объединить вместе информатику, литературу и ИЗО? Как компьютерные игры сделать из врагов учебы своими союзниками? Как построить свой виртуальный мир и воплощать в нем свои идеи и мечты? Эти и другие вопросы ставят перед собой педагоги информатики, литературы и изобразительного искусства.

Мастер-класс «Лего. Строить одинаково – вредно» показал как развивается произвольность учащихся начальной школы, их личностные и коммуникативные способности в творческой проектной деятельности.

В школе существует волонтерский проект, который позволяет подросткам и старшеклассникам самоопределиться относительно проблем современного общества, простроить свою работу по этапам социального проектирования и осуществить социальные пробы.

Гости, высказывая свои впечатления, отметили работу команды единомышленников, готовых меняться и идти в ногу со временем; открытость внешнему миру детей, готовых к продуктивному общению, обратили внимание на то, как прослеживается единой нитью связь между дошкольным и школьным образованием.

Таким образом, в школе создана развивающая среда нового типа, способствующая личностному росту, развитию социальных навыков поведения и установок на самостоятельное решение социальных проблемных ситуаций.


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100