Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Вечерний пленум. Закрытие конференции




18 апреля 2015 года в Москве в рамках традиционной весенней конференции «Эврика – Авангард» состоялось итоговое пленарное заседание, в рамках которого обобщенно представлены результаты работы групп.

Группа, обсуждавшая медиацию в образовании, поставила вопрос о том, что в условиях увеличившегося давления на школу, связанных с естественным конфликтом между процессами обновления содержания образования и усиления механизмов контроля в системе образования уровень конфликтности в образовательном процессе будет только расти. Этот уровень можно снижать мерами по формированию эффективных механизмов смены содержания образования или становлением систем оценки качества образования в альтернативу жестким контрольным механизмам. Обе эти меры в системе образования весьма затратные. Медиатор – это человек в школе, детском саду, который в этой ситуации мог бы снижать уровень конфликтности в школе. При этом совершенно очевидно, что медиация как техника могла бы быть одной из компетентностей педагога.

Группа «Развивающее обучение» фиксировала ситуацию, что в условиях, когда на ребенка в рамках ФГОС старшей школы возлагается ответственность за собственное образование, перед школами стоит задача обеспечивать формирование готовности ребенка брать на себя такую ответственность. Если содержанием образования и результатом образования является выработка способа действия – формирование механизмов собственной ответственности ребенка за свое образование происходит само собой. Само содержание образования и задаёт эти механизмы ответственности. В массовой школе сегодня такое осмысление содержания и результатов образования большая редкость. В школах развивающего обучения такое содержание образования осмыслено и педагоги владеют такими компетенциями, которые обеспечивают поступательное развитие механизмов ответственности детей за свое образование. Но технология развивающего обучения для массовой профессии педагога сегодня не является источником формирования обязательных компетенций учителя. Упрощение же этой технологии лишает смысла ее реализации, так как это приведет в целом к разрушению технологии. Возникает вопрос о следующем шаге продвижения технологии развивающего обучения. Нужно ли популяризировать технологию, либо она должна принципиально оставаться не массовой.

Алексей Воронцов: «Что необходимо сделать школе, чтобы грамотно завершить общее образование школьников?» Современная школа при внедрении стандартов, по мнению эксперта, предполагает не только движение вперед, оно невозможно без движения назад, без рефлексии, поэтому ФГОС нужно запускать одновременно на каждой ступени. Только в таком случае в старшей школе ребенок осуществляет различные пробы в своей деятельности.

Основные цели старшей школы:

  1. подготовка к поступлению в вуз через формат подготовки к ЕГЭ (ЕГЭ – государственный заказ, отказаться от которого нельзя, но обязательно должно быть что-то, что дает развитие);
  2. построение своей индивидуальной образовательной программы через практическое освоение реальных способов (видов) деятельности в разных сферах человеческой жизни («пробы» себя в проектировании и реализации своего образования, первый собственный (реальный) жизненный проект) - данный подход означает кардинальное изменение для школы, внедрение стандарта не должно быть массовым, можно допустить небольшую группу.

Ключевым понятием для старшей школы является понятие «индивидуализация», которое следует отличать от термина «индивидуальный подход». По мнению Алексея Воронцова, под индивидуальным подходом следует понимать действие взрослого по отношению к ребенку. А индивидуализация предполагает то, что ребенок имеет возможность действовать самостоятельно. Здесь ребенку главное понять, где он сам, и где начинается дисциплина.

Сегодняшняя работа группы «Развивающее обучение» - это попытка осмыслить, что за прошедшие 30 лет удалось сделать.

Был период, когда проектировщики формировали сообщество, которое спродуцировало бы варианты реализации технологии развивающего обучения в школе. Этот период сменился периодом стандартизации и попыткой переноса идеологии развивающего обучения в документ, определяющий то, как реализуется массовое образование – стандарт. Сегодня есть понимание того, что система развивающего обучения – это открытая система для входа тех, кому она интересна, соответствует настрою, профессиональной позиции. Необходимо определяться, насколько важно системе развивающего обучения быть государственной (обязательной и массовой) системой. Это позволит развивать систему и не идти на ее упрощение для ее массовизации.

Группа, обсуждавшая тьюторство в образовании отметила, что становление тьюторских практик в России проходит на своем (отечественном) опыте и происходит не быстро. Сам принцип индивидуализации де-факто перестал быть инновацией в образовании. Вместе с тем, индивидуализация образования в образовательных организациях не стала массовым явлением. Вместе с тем, группа фиксировала, что за индивидуализацией образования будущее. В условиях ускорения движения и роста объема информационных потоков важно становление механизмов самоопределения у ребенка в различных ситуациях.

Подводя итог конференции, Александр Адамский отметил оформившуюся тенденцию продвижения в образовательной политике выращивания образцов уже реализуемых в образовательных организациях инновационных тенденций и проектов, а также возможность развития существующих проектов школ «впрыскиванием инноватики».

Иван ТРИФОНОВ


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100