Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Работа по образовательным программам

18 апреля 2015 года в Москве в рамках традиционной весенней конференции «Эврика – Авангард» состоялась работа по образовательным программам в групповом формате:

  • Группа 1. Метод школьной Медиации.
  • Группа 2. Развивающее обучение.
  • Группа 3. Практика индивидуализации и тьюторского сопровождения в образовании.
  • Группа 4. Монтессори.
  • Группа 5. ТРИЗ.
  • Группы 6-8. Федеральные инновационные площадки. Проблематика проектов и результаты инновационной деятельности.



В рамках конференции состоялась работа группы «Развивающее обучение».

Работа группы началась с представления Алексеем Воронцовым возможностей системы SAM – инструмента измерения образовательных результатов (предметные и ключевые компетенции) от уровня образовательного учреждения до регионального уровня.

Система основывается на отечественной психолого-педагогической школе. Появление новых инструментов оценки качества обусловлено необходимостью обеспечить разнообразие инструментов и обеспечения возможности школам самим определять, какими инструментами оценивать свои результаты.

Данный инструмент может быть использован не только для оценки образовательных результатов, но и как инструмент, с помощью которого учитель вынужден будет перепроектировать свою деятельность.

SAM возможно использовать как подход к организации и проектированию образовательного процесса. При проектировании процесса нужно понимать, что мотивация возникает у ребенка только в ситуации успеха. Поэтому ребенку задается сначала задача на ситуацию успеха, затем – «на разрыв», показывающий дефициты ребенка и провоцирующий развитие.

Предметные результаты - это возможность продемонстрировать ядерные, ключевые понятия. К примеру, нарисовать карту понятий.

В данной системе представлены разные группы задач трех уровней:

  • репродуктивный,
  • рефлексивный,
  • функциональный.

Система предусматривает возможность нелинейного движения ребенка (по выбору) по системе задач, поэтому у каждого ребенка будет своя скорость продвижения.

С помощью этого инструмента можно организовать повышение квалификации, когда учителя научатся сами разрабатывать трехуровневые задачи согласно признакам таких задач.

SAMопределяет задачный подход построения тем. Ребенок не знает и не представляет содержание курса, поэтому не может планировать свою скорость и маршрут изучения. Урок в такой системе перестает быть единицей образовательного процесса.

SAM как инструмент измерения существует и позволяет:

  • посмотреть индивидуальный прогресс у ребенка, школы, муниципалитета, региона, страны. Индивидуальный прогресс можно измерить только по мере присвоения культурных способов и действий;
  • принципиально иначе организовать повышение квалификации учителей.

Не изменив принципиально инструмент оценки результатов в итоговой аттестации учащихся, невозможно изменить ситуацию с организацией образовательного процесса.

Невозможно отделить для оценки предметные результаты от метапредметных и личностных, при этом не нужно применять огромное количество инструментов для оценки этих результатов. Возможности использования данного инструмента в школе может показать только практика.

Вторым блоком была рассмотрена система формирующего оценивания в рамках проекта «Школа индивидуального обучения». Формирующий эксперимент является основным подходом в данной системе. Формирующее оценивание рассматривается как система заданий разного уровня направляющего обучения. Сложность сегодняшней ситуации заключается в том, что у учителя много времени уходит на выработку точных рекомендаций по результатам оценивания. Аналитическая деятельность учителя и ребенка является деятельностью, на которую нет времени. Данная система дает возможность учителю (без необходимости его анализа) видеть все ошибочные места ребенка и дать ему возможность на этапе обучения в школе и дома отработать задания.

Система дает возможность отслеживать индивидуальный прогресс ребенка без привязки к результатам класса, школы. Задания могут быть проверены разными экспертами или всеми экспертами сразу.

Программа может быть распространена на условиях сетевого взаимодействия, когда в рамках сети будет возможно использовать разные формы взаимодействия (например, проводить олимпиады на разных уровнях). В системе формируется банк заданий самим ребенком, есть возможность формирования банка по всем темам и предметам.

Третий проект, представленный участникам – это проект системы оценки качества образования в школе.

Необходимо запускать оценку в разных направлениях, начав с 5 и 9 классов. Важно сделать «сшивку» между 4-5 классами и 9-10 классами. Система оценки качества образования зависит от того, как обозначена стратегия школы, цель обучения с учетом обеспечения индивидуализации.

Эржени БУДАЕВА




В рамках конференции состоялась работа группы «ТРИЗ».

Работа группы началась с выступления Татьяны Сидорчук, научного руководителя МАДОУ №186. Она рассказала об основных принципах ТРИЗ-технологии. «Способ мышления формируется до 7 лет. Дальше возможна только коррекция», - отмечает Татьяна Сидорчук. ТРИЗ-технологии нацелены на решение этой задачи. Реализация технологии базируется на применении нелинейного обучения, развитии обоих полушарий мозга, педагогическом воздействии. Формирование способа мышления осуществляется через систему игровых заданий. Решаются задачи на понимание аналогии (3 года), противоречия (4 года). При этом мышление в категориях «хорошо/плохо» необходимо понимать как предъявление претензий к одному и тому же признаку разных систем. Ключевой сюжет – изменение признака ведет к возникновению потока проблем. Работа с потоками проблем, формулировка частичных решений – ситуации для развития мышления. Для ТРИЗ-технологии проблема воспринимается как «пища» для ума. Проблемная ситуация мобилизует мышление ребенка, именно поэтому ТРИЗ-технология не приветствует помощь педагога в решении проблемы, кроме случаев угрозы безопасности здоровью ребенка. Дети должны перейти на самостоятельный познавательный процесс. Задача педагога – перевести мышление ребенка на рефлексивный уровень «я понимаю, почему и зачем я это сделал». Вместе с детьми «растут» и педагоги, поскольку педагогическое воздействие здесь воспринимается не как «ведущая» роль, а как роль «сопровождающего».

Сейчас работу с детьми детского сада организует уже с 2-х лет. Задачи - подготовка ребенка к поступлению в дошкольную образовательную организацию, его адаптация, в том числе через формирование содержания, соответствующего возрасту. В целом, модель выпускника МАДОУ №186 включает такие личностные характеристики, как адаптируемость, саморазвитие, готовность к социальному действию и так далее.

Для участников группы проведены презентации занятий по технологии ТРИЗ, продемонстрированы авторские методические пособия, разработанные педагогами дошкольной образовательной организации.

Для педагогов, которые впревые используют технологии ТРИЗ, предложен методический комплекс, в который включены описания технологий.

Наталья ЦЫРЕНДАШИЕВА

В рамках конференции состоялась работа группы «Практика индивидуализации и тьюторского сопровождения в образовании».

Татьяна Ковалева акцентировала внимание участников на отличии принципа индивидуализации обучения и индивидуального подхода, который в советской школе перешел на дифференцированный подход в обучении. Три мифа об индивидуализации:

  1. Индивидуализация - это к разным детям свой способ, подход, учитывающий их особенности.
  2. Индивидуализация – это индивидуальная работа.
  3. Индивидуализация – это индивидуализм или эгоизм.

Татьяной Ковалевой были даны понятия индивидуализации, субъективности и субъекта. Индивидуализация в образовательном процессе – это построение индивидуальных образовательных программ. Индивидуальная образовательная программа не может опираться только на субъектность. Каждое образовательная организация должна переходить на индивидуальную образовательную программу, которая должна включать помимо учебной деятельности, субъективность каждого ученика.

Индивидуализация – процесс, при котором активным в выборе содержания своего образования становится сам ребенок.

Индивидуализация - новый подход к образованию, где изменяется позиция ученика – он становится субъектом, а не объектом образования.

Образовательная программа образовательной организации должна, опираясь на возрастные возможности школьников, содержать перечень основных видов деятельности обучающихся на разных ступенях образования и перечень основных задач, решаемых субъектами образовательного процесса.

Для работы по ФГОС введение только позиции тьютора является явно недостаточным – нужна новая организация всего образовательного процесса – он должен быть организован, как процесс предоставления ребенку разных образовательных возможностей и организация выбора ребенком из разных предложений своего индивидуального направления образования и способа его получения – взрослый становится для ребенка организатором такого образовательного пространства и сопровождающим в принятии решения. Назвать такого взрослого можно и учителем и тьютором - в любом случае это требует иного профессионализма от педагога, чем тот, который есть сейчас.

Арюна ДАМБАЕВА





система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100