Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Вечерний пленум




17 апреля 2015 года в Москве в рамках традиционной весенней конференции «Эврика – Авангард» состоялось пленарное заседание, на котором подведены итоги дня.

Пленарное заседание началось с сообщения по результатам конференции членов некоммерческого партнерства «Межрегиональная ассоциация администраторов образования». Алдар Дамдинов, министр образования и науки Республики Бурятия отметил, что по решению конференции, Байкальский образовательный форум расширяет границы и будет проходить 1-3 июля 2015 в Иркутской области. Были обозначены структура, основные формы и содержательные направления работы БОФ-2015: 6 площадок, образовательные экспедиции, работа на Байкале.

Результаты исследовательской образовательной стажировки во Францию, которую провел Институт проблем образовательной политики «Эврика» 6-15 апреля 2015 года, представили Татьяна Будаева, начальник отдела дошкольного и общего образования Министерства образования и науки Республики Бурятия, Галина Фомицкая, ректор Бурятского республиканского института образовательной политики, Ульяна Афанасьева, председатель Комитета по образованию г.Улан-Удэ и Алексей Тихонов, победитель конкурса «Учитель года Бурятии - 2014», учитель МБОУ Гимназия №14 г.Улан-Удэ.

Выделены ключевые аспекты системы дошкольного образования Франции:

  • обучение в детских садах – школах осуществляется с 3 лет;
  • своеобразное построение предметно-пространственной среды, при привлечении специалистов узкой направленности для преподавания разных дисциплин в детском саду;
  • проектный режим деятельности детей;
  • активная включенность родителей в деятельность ребенка и детского сада;
  • управленческая деятельность направлена на финансовое и материально-техническое обеспечение;
  • содержание образования полностью формируется при полной самостоятельности и ответственности учителя.

Система начального образования основана на пятилетнем обучении на ступени, и представлена в форме школы продленного дня, где обеспечивается включенность дополнительного образования в режим ребенка.

Выделено несколько тенденций в развитии образования Франции:

  • культурный контекст сильнее, чем само образование. Национальная образовательная лига, основанная в 1897 году, организует образовательные события. Существует особая организация образовательного пространства с привлечением культурных объектов и организаций сферы культуры, деятелей культуры (художники, писатели). Много уроков проводится в музеях.
  • главное – социализация. На уроках нет готовых ответов, важно рассуждение ребенка. Работа инспекции по образованию ориентирована не на контроль, а на помощь ребенку и учителю.
  • дополнительное образование, по сути, «утопает» в образовании. Учитель абсолютно не участвует в организации дополнительного образования - социальные работники, аниматоры находятся с ребенком в течение всего дня.
  • информатизация в образовании отсутствует. В обучении не используются ИКТ- технологии, мультимедийные комплексы и прочее.

Существуют частные и государственные образовательные организации. Государственные школы финансируются лучше, имеют более высоко оснащенную материальную и учебную базу. В учреждениях среднего профессионального образования ученик имеет возможность обучаться до 16 лет. Не требуется сдача экзаменов при поступлении.

Образовательные организации имеют многоканальное финансирование: государственное, муниципальное (на содержание зданий и прочее), частных инвесторов. Для государственных школ не предусмотрено лицензирование и аккредитация. Образование является бесплатным. Основным элементом системы является самостоятельность и автономность учителя, ответственного за выбор УМК и разработку программ.

В продолжении пленарного заседания Еленой Петряевой и Натальей Шадриной, экспертами Института проблем образовательной политики «Эврика» была представлена система оценки качества дошкольной образовательной организации, реализующей модель билингвального образования. СОКО работает в электронной среде, в которой формируется альбом - совокупность «продуктов», разработанных детским садом. Эти продукты доступны всем, в том числе и экспертам. Все продукты представлены на «бирже продуктов», откуда эксперты могут выбрать продукт на экспертизу. Облако тегов, теги-инварианты задаются администраторами системы, с помощью чего возможна аналитика на разных уровнях.

Данная экспертиза подходит для образовательных программ всех уровней, не только дошкольного уровня. Планируется проведение вебинаров для обобщения результатов экспертиз продуктов.

Ольга Шиян, эксперт Института проблем образовательной политики «Эврика» представила результаты апробации шкал оценки среды детского сада – шкал ECERS. Шкалы разработаны в США на основании современных подходов. Образовательное сообщество приняло эти шкалы, как соответствующие требованиям стандарта ФГОС ДО. Все, что касается жизни ребенка в саду - касается оценки качества образования. Апробация началась с подготовки экспертов в форме семинаров для того, чтобы обеспечить согласованность позиций экспертов. В системе оценивается не сад, а группы детских садов. Основная шкала состоит из 7 шкал, к примеру: режим дня, рассуждения, пространство занятия и другое. Интегральные выводы формулируются по инициативности детей, эмоциональному благополучию.

Также на пленуме были представлены результаты посещения образовательных организаций г. Москвы.

ГБОУ Школа №1449 г.Москвы - это школа-комплекс из 2 школ и 3 детских садов. Педагогическая мастерская Людмилы Петерсон была ориентирована на вопросы: Как научить ученика учиться и что должен делать для этого педагог? В конструирование шагов по деятельностной технологии участники конференции были включены в рамках посещения уроков предметного и метапредметного курса. Посещение уроков метапредметного курса «Мир деятельности» в роли учеников и в группе учеников и участие в предметном уроке в разных ролях: ученика, родителя, учителя, управленца дало возможность сделать следующие выводы: курс метапредметный и предметный урок являются частями целого и использование данной технологии дает возможность формировать единую образовательную среду.

По результатам посещения ГБОУ Школа №2033 г.Москвы была представлена модель «Образование без границ» - модель образовательной деятельности для всех детей, независимо от возраста и возможностей здоровья. В школе обеспечивается преемственность, комплекс реализует инклюзивное образование и углубленное изучение иностранных языков.

Результаты посещения ГБОУ Школа №1716 «Эврика-Огонек» были представлены в нескольких тезисах:

  • в комплексе сформировано единое образовательное пространство и можно выделить не только экономический эффект комплексов, но и содержательный;
  • интеграция и комплексы – это тренд, потому что вырабатываются единые целевые и сквозные ориентиры.

Это подтверждается участием в квест–игре для детей разного возраста, в которой детям была представлена возможность выбора мастерской, собственной траектории внутри мастерской. Предметность занятий заключалась в выработке умений строить отношения, кооперироваться и в возможности произвольной деятельности детей.

Может ли инновационная школа распространять свое влияние на другие школы или это влияние и сама инновационность исчезнет? - является вопросом для дальнейшего обсуждения.

По результатам посещения ГБОУ «Центр образования №548 «Царицыно» и образовательного холдинга «Наследник» группой участников было выделено несколько позиций. Необходимо понимать, что для управления комплексом необходима другая система управления, со следующими элементами:

  • реальный лидер во главе комплекса, который может и умеет делегировать свои полномочия,
  • подбор управленческой команды, члены которой присваивают целевые ориентиры школы,
  • единое образовательное пространство.

К положительным особенностям школы – комплекса можно отнести:

  • возможность ребенку учиться без «образовательных тупиков», то есть существует возможность перехода от одной программы к другой при желании ребенка,
  • возможность повлиять на развитие ребенка продолжительное время от 3 до 17 лет,
  • формировать систему оценки качества образования более «чистую», потому что при реализации модели школы-ступни формируется независимая система оценки качества.

ГБОУ Гимназия №1517 г.Москвы - также школа-комплекс, которая представила свой опыт по реализации проектно–исследовательских технологий образования на мультимедийной основе.При управлении таким холдингом идет акцент не на совершенствование системы, а на обеспечение общего взаимодействия.

Через интегрирование ресурсов обеспечивается расширение возможности мотивирования ребенка к учебной деятельности, где ИКТ выступают как средства обучения. Необходимость обеспечивать единство среды формирует своеобразную систему взаимоотношений между участниками образовательного процесса.

В завершении пленума Александр Адамский, научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика» определил два ориентира для дальнейшей дискуссии, задающие другой вектор развития инновационной сети: социальная ситуация и кейсы – практики.

Эксперт подчеркнул, что наступил момент для рефлексивного проектирования, не ролевого. Социальная ситуация непреодолима, но образование является источником изменения. Если в социальной ситуации нет того, что мы хотим воспитать, то как мы это можем воспитать? Поэтому создание практик, где моделируется социальная ситуация, - есть инновационный проект. Если невозможно показать модельно деятельность, значит, деятельности нет. В условиях искусственности или сверх-инновационности нужно создавать модели.

Сегодня важно:

  • построение практик и диалог с другими практиками,
  • моделирование определенного типа отношений в школе.

Эржени БУДАЕВА


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100