Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"
Главная > Cеминары и конференции> Межрегиональная конференция «Эврика – Авангард-2015»> Панельная дискуссия: «Образовательная политика: прогнозы и перспективы»

Панельная дискуссия: «Образовательная политика: прогнозы и перспективы»




16 апреля 2015 года в Москве в рамках традиционной весенней конференции «Эврика – Авангард» состоялась панельная дискуссия «Образовательная политика: прогнозы и перспективы».

Участникам дискуссии предложено обозначить ключевые тренды современной образовательной политики. По мнению Цисаны Шамликашвили, заведующей Кафедрой медиации в социальной сфере в Московском государственном психолого-педагогическом университете, научного руководителя Федерального института медиации, основателя Центра медиации и права одним из актуальных вопросов является формирование института медиации как важного социального инструмента. Одной из задач Центра медиации и права является создание условий для развития социального потенциала медиации. Приоритетное направление - школьная медиация, как инструмент, который может помочь каждому участнику образовательного процесса в вопросе формирования доверия и уважительного отношения друг к другу, развитии в образовательном пространстве безопасной среды, главным условием которой является равноправие. Учитель не должен следовать за ребенком буквально, он сам, как личность и специалист, должен пользоваться уважением. Это важно, потому что благополучие детей, их психологический комфорт во многом зависит от того, кто с ними взаимодействует, состояния взрослых которые в это взаимодействие вовлечены. Второй сюжет - защита прав детей. Сегодня Федеральный институт медиации находится на этапе интеграции в современное образовательное пространство концепции развития, направленной на профилактику правонарушений среди детей и подростков.

Дискуссию продолжило выступление Павла Сергоманова, , заместителя директора Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России. По мнению выступающего, современное образование – это процесс, который развивается не только в рамках ведомственных механизмов. Нарастает общественное участие в выработке решений. Внимание к сфере образования растет: в 2013 году – 26 поручений Президента Российской Федерации, в 2014 – уже 41. Одно из последних поручений - необходимо определить базовое содержание ФГОС, включая содержание по отдельным предметам, что может звучать и как регламентация, и как инновация. Следующий аспект, требующий особого внимания – повышение уровня квалификации педагогов, модернизация педагогического образования, внедрение профессионального стандарта педагогов, повышение престижа учительской профессии. Ключевые вопросы в этой связи:

  • отраслевая рамка квалификации (в том числе уход от оценки посредством тестов), которая сегодня обсуждается скорее как уровни осуществления трудовых функций и трудовых действий: от стартового уровня до уровня проектирования процессов;
  • привязка к заработной плате: не налажена базовая связь между квалификацией и заработной платы.

Игорем Реморенко, ректором Московского городского педагогического университета по теме дискуссии предложено выделить следующие аспекты:

В образовательной политике обозначилась тенденция к открытости механизмов принятия решений.

Определение базового содержания стандартов. И здесь важно понимать, что мы хотим от стандартизации качества. Возможно проявление нескольких сценариев:

  1. Внешняя линия управления регламентируется, инновационное образование «офшоризируется» (как вариант выхода из ситуации реализация 273 – ФЗ, статья об инновационной деятельности в части развития инновационных структур).
  2. Ужесточение нормы и ее реформирование, инициируемое инновационными площадками.
  3. Развитие международного сотрудничества.

По мнению Павла Лукши, директора корпоративных образовательных программ МШУ «Сколково» развитие международного сотрудничества может серьезно повлиять на процессы проектирования будущего российского образования. Ключевой риск – отсутствие единого понимания того, каким должен быть образ будущего отечественного образования. Он проявляется в отдельных областях, но на уровне государства его нет. Экспериментирование с моделью образовательной системы будущего необходимо осуществлять исходя из тех задач, которые предстоит решать выпускникам через 10, 20 лет. Мы, как инноваторы, должны ставить вопрос, для какого будущего мы готовим детей. Любой педагог должен владеть навыками мышления о будущем, администратора, регулятора, который с этим работает или будет работать.

Второй тезис. В институтах развития поднимается волна инноваций, однако существует риск ее упустить. Национальная технологическая инициатива ориентирована на достижение уровня тех прорывов, которые имеют место быть в мировом пространстве. Однако, если в глобальном пространстве образования есть движение в освоении новых технологических подходов, то мы пока не определились в том, игнорировать их, либо определить как приоритеты образовательной политики. При этом нарастает тенденция запуска глобальных образовательных платформ. В этой ситуации сценарий игнорирования – катастрофический шаг назад, потому что современные технологии позволяют глобальным тенденциям реализовываться даже в рамках компьютерных игр, в которые встроены образовательные модули.

Третий тезис. Главный переход в системе образования, инвестируемый в мире – модель образования через всю жизнь. В рамках этой модели роль школ меняется коренным образом. Нам необходимо понимать, как создана и как работает эта модель, иначе через 20 лет нам придется «покупать коробочное решение этой модели», как мы сегодня покупаем iPhone. Главное в современной образовательной политике – диалог образовательных инноваторов в России с коллегами в мире. И это важнее, чем те стандарты, которые нам сейчас предлагаются.

Соглашаясь с предыдущими выступлениями, Любовь Духанина, председатель комиссии по развитию образования Общественной Палаты Российской Федерации также считает, что осуществлять образовательную политику в отрыве от мирового пространства невозможно. Современный человек уже не думает, что проживет всю жизнь в том месте, где родился. В этой связи наибольший интерес представляют даже не ресурсы, которыми человек уже обладает, а его способность эти ресурсы наращивать, модернизировать, менять в зависимости от ситуации. Поэтому говоря о профессиональной ориентации, мы должны понимать, что в современных условиях важнее сформировать умение изменяться, выстраивать индивидуальную траекторию развития. Последнее особенно важно в условиях, когда существующие образовательные программы отстают от требований, предъявляемых к результатам их освоения. Сегодня уже не является неожиданной ситуация, когда девятиклассник может быть более успешен профессионально в сфере IT, чем выпускник вуза. В этой связи важно и изменение подходов к подготовке педагогов.

И безусловно, должна быть продолжена дискуссия о демократизации или стандартизации сферы образования. В этой связи формирование системы независимой оценки становится ключевым приоритетом. Нужен механизм оценки регулирующего воздействия, в том числе в законодательной сфере.

В продолжение дискуссии были обсуждены вопросы:

  • о возможности трансформации структуры образования посредством реализации Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и ФГОС ОО;
  • о ключевых позициях, влияющих на образовательную политику, на примере образовательной революции в Финляндии. В Финляндии образовательная политика строилась на духе партнерства, кооперации, сотрудничества (Равенство, свобода и ответственность);
  • о развитии индустриальных парков, которые могут решить задачу втягивания передовой производственной и научной практики в образование.

Отвечая на вопрос Олега Муромцева (Школа «Унисон», г.Санкт-Петербург) о наличии ниш, перспективных трендов в современной российской образовательной отрасли, Павел Лукша, подчеркнул, что такие тренды в нашей системе образования сохранились и существуют. К примеру, школа деятельностной педагогики является конкурентной, школы развития технологии мышления, коллективного обучения, российское математическое образование.

Алексей Воронцов, эксперт Института проблем образовательной политики «Эврика» выделил несколько позиций для обсуждения:

  • 273-ФЗ - это закон, дающий свободу, автономию, не реализуется в полной мере, идет движение назад от данного нормативного акта.
  • образовательная политика может осуществляться только на уровне образовательной организации.

Говоря о проблеме формирования российской идентичности, Любовь Духанина выделила две теоретических точки:

  • Необходимо говорить о российской рамке или цивилизационной рамке?
  • Объединяющее понятие должно быть выше межрегиональных, межрелигиозных и прочих рамок, сегодня формируется понятие «Русский мир», который может стать такой объединяющей рамкой.

В завершении дискуссии Александр Адамский подчеркнул, что эволюция образовательной политики идет нормально, ничего нового в этом развитии не происходит. Появление новых законов не может решить все проблемы сразу, необходимо много времени для того, чтобы он стал регулятором отношений.

В современном мире изменения происходит так быстро, что, строго говоря, никакого отдаленного будущего нет. Задача подготовки ребенка к будущему, к тому чего никогда не будет – нереалистична.

273-ФЗ – последняя попытка обобщения, попытка найти тотальные нормы для всех. Нормы должны становиться общими, но мейнстрима больше нет, образовательная политика автономизируется в рамках тех норм, которые существуют.

Наталья ЦЫРЕНДАШИЕВА, Эржени БУДАЕВА


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100