23 марта 2015 года в Москве в рамках семинара «Управление без «управления»
с сообщениями на тему «Управление изменениями в организации» выступили руководители образовательных комплексов Троицкого
и Новомосковского административного округа города Москвы: Мария Кулаженкова, директор ГБОУ Школа №1788; Татьяна Наумкина, директор
ГБОУ Школа №2083; Ольга Афанасьева, директор ГБОУ Школа
№2070 и Наталья Файдюк, директор ГБОУ Школа №2065.
Мария Кулаженкова, директор ГБОУ Школа №1788 г.Москвы отметила, что территория ТиНАО активно изменяется и развивается.
Происходит активная реструктуризация сети, фактически сформировались 11 образовательных комплексов. ТиНАО является одним из
самых больших и динамично развивающихся районов города. В 2015 году планируется к вводу в эксплуатацию 19 зданий образовательных
организаций более, чем на 10 тысяч обучающихся.
Ежедневно в системе образования возникают новые вызовы, требующие вариативных решений:
- Изменения, происходящие в мире, стране, в городе ускоряются.
- Школа не всегда успевает обновляться, чтобы отвечать на технологические, культурные
и социальные изменения, на новые потребности семей и детей.
- Происходит реорганизация системы управления, возрастает автономия школ, самостоятельность
и ответственность.
Перед школой появляется важная задача – создание условий для позитивной социализации и учебной успешности каждого ребенка,
задача по реализации идеи школа - социокультурный комплекс территории.
Возрастает ответственность руководителя образовательного комплекса и его управленческой команды. Увеличиваются риски принятия
неэффективных управленческих решений.
Мария Кулаженкова предложила следующую структуру профессионально-общественного управления в округе: конференция участников образовательного процесса, в состав которой входит Межрайонный совет директоров, а также открытые
переговорные площадки по различным направлениям деятельности.
Чтобы избежать рисков, необходимо осваивать инструменты эффективного управления в новых условиях, среди которых:
- опора на потенциал педагогов образовательных учреждений, их вовлечение в процессы
преобразования;
- передача профессиональному сообществу ряда функций общественного контроля и оценки
качества образования, аттестации педагогов и др. (по аналогии с саморегулируемыми организациями в коммерческом секторе);
- внедрение механизма расширенной академической и административной автономии образовательных
организаций, добившихся высокого качества образовательных результатов обучающихся (принцип «свобода в обмен на качество»).
Таким образом, возникает необходимость развивать горизонтальные связи в управлении системой образования , целью создания которых
является механизм роста профессионализма педагогов в новых условиях, стимулирование рефлексивности системы, ее способности
к самокорректировке. Создаются проектные аналитические экспериментальные площадки, появляется инициатива «снизу»,
от профессиональных и иных общественных объединений.
Межрайонный совет директоров выступает в данной системе в роли модератора деятельности, модератора изменений. Директор образовательного
комплекса и его команда – управляющие изменениями.
Возникает регулируемая система управления деятельностью в образовании, которая позволяет адекватно и своевременно реагировать
на внутренние и внешние факторы изменений.
Для эффективного внедрения данной модели сегодня необходимо решение задач в сфере информационного обеспечения и развития кадрового
потенциала.
Исаак Калина, министр Правительства Москвы, руководитель Департамента образования города Москвы уточнил: Важно понимать, что
высокую степень ответственности за все, что происходит в школе, несут только директор и Департамент. Какова роль общественного
управления?
По мнению Марии Кулаженковой, необходимо сформировать понимание общественных организаций и общественности основных проблем
образовательной организации для помощи решения проблем и принятия решений.
Александр Адамский, научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика» подчеркнул, что беда
общественных организаций в том, что они не несут никакой ответственности, по сравнению с экспертными организациями. Подготовка
оснований для принятия решений может быть связана с большим количеством институтов, с которым проходит согласование, но для
этого должна быть четко прописана процедура принятия решений.
Иван ТРИФОНОВ
|