Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Шестой день




События дня:

  • Посещение учреждений «Открытого образования» г. Линчепинга.
  • Научный Центр. Презентация «Открытого Образования»
  • Посещение начальной школы
  • Посещение дошкольного учреждения
  • Посещение Университета

Юлия Василкова, г. Зелезногорск, дежурная по шестому дню стажировки

Об открытом образовании в Швеции

«Природа не делает скачка.
Изнеженность расслабляет тело.
В естественной науке принципы должны подтверждаться наблюдениями.
С помощью искусства природа творит чудеса.»
Карл Линней (1707—1778 гг.) естествоиспытатель, создатель системы растительного и животного мира

Паром рано утром привез нас в Стокгольм, столицу государства Швеция, которое имеет более 23 тысяч островов и около 100 тысяч озер. Вся жизнь шведов связана с природой и водой. Самое крупное озеро Мэларен омывает Стокгольм и смешивается с водами Балтийского моря.

Швеция очень большая страна, если провести визуальный опыт, и развернуть территорию с севера на юг, то она может перекрыть всю Европу.

Наше образовательные путешествие началось с небольшого городка Линчоппинг (что в переводе со шведского обозначает торговое поселение), именно здесь нам предстояло вникнуть в суть шведского открытого образования.

Что мы в России имеем ввиду, когда говорим об открытом образовании? Мы прежде всего стараемся показать наши социальные связи, наше взаимодействие с партнерами и готовность учреждений образования к открытому сотрудничеству....

В Швеции для определения "открытое образование" больше подходит слово "открытие". Каждый ребенок (и взрослый) делает открытие о принципах устройства мира, не только в естественно научном смысле, но и социальном и каком - то ином. Задача взрослого обеспечить среду для появления этих открытий.

С данной задачей успешно справляются научные центры, которых очень много не только на территории Швеции, но также филиалы располагаются во многих странах мира. Главная задача данных центров - это обеспечение возможности ощущать всеми органами чувств мир, открывать и изучать его, заинтересовать человека, ребенка, а образование на втором месте.

Ecsit - самая большая сеть европейских центров

Fssc - шведский научный центр

Работая с научными технологиями, они обеспечивают взаимодействие и интерактивность человека и среды. Главное правило для посетителей - самостоятельное пробование, включение всех органов чувств. Самыми многочисленными посетителями данных центров являются педагоги и дети, причем дети всех возрастов - от самых маленьких и до .....

Когда наша группа находилась в научном центре, его директор предупредил нас сразу, что здесь мы можем встретиться с маленькими учеными, которые могут задавать нам вопросы... Маленький ученый - это ребенок, для которого окружающий мир является предметом научного познания, открытия. "У детей есть мечты, и наша миссия их исполнять" - это были слова директора научного центра перед тем, как нам было предоставлено право на исполнение наших желаний!

И какой же был детский восторг на наших лицах, когда мы могли двигать магнитные волны, почувствовать лошадиную силу, измерить силу падения воды на каждой ступени каскада ГЭС, понять и увидеть действие поршневого механизма, ощутить свою мощь в борьбе с астероидами и кометами за спасение планеты, ломать голову над сложными головоломками, понять, что в решении задач эффективно помогает команда и как важно уметь договариваться, а шестеренки могут крутиться только в правильной комбинации и наш взгляд обладает двигающей силой, в зависимости от активности мозга. А воздух оказывается можно увидеть и каждая частица, составляющая его структуру имеет свой цвет - азот - голубой, углекислый газ - белый, кислород - зеленоватый, аргон - красный.

К сожалению, как невозможно передать вкус блюда на расстоянии, так невозможно передать смысл всех этих механизмов, они познаются только через самостоятельное экспериментальное действие.

Сотрудники центра активно взаимодействует со школами, обучая также и педагогов, разрабатывают различные пособия (про эксперименты с воздухом, водой и др.), знакомят с принципами работы каждого механизма, придумывают сами эти механизмы и оборудование.

Главная черта шведов это не только умеренность во всем - в еде, эмоциях, моде, но и очень богатый внутренний мир, глубокая наблюдательность, умение видеть, подмечать. И именно с этим связано такое большое количество детских писателей, создававших далеко не примитивные детские сказки. Сельма Лагерлеф, получившая Нобелевскую премию в области литературы, чья книга "Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями" стала учебником по географии, но для российского читателя перевод, к сожалению, был несколько упрощен.

Во время посещения средней школы, в которой дети учатся 7-9 классы, нас волновал главный вопрос - как организуется такое открытое образование там, через какие формы это можно увидеть. Но здесь нас ждало разочарование, кроме того, что нам показали территорию, на которой происходит это образование (озеро, аллея вокруг школы, хорошо оборудованные мастерские и кухни) большего мы не увидели. Зато, при знакомстве со школой, подростки себя вели так, словно им было по 5 лет и они совершенно не ориентируются в простых нормах поведения и гостеприимства. И здесь мы сразу вспомнили школу в Хельсинки, ученики которой поразили нас своим уровнем культуры и поведения (так что глубина вопроса про спящих на полу детей в детских садах еще более усилилась). Удивительным открытием для нас стало отсутствие заместителей директора, директор в одиночку справляется со всеми процессами в школе, но главной своей задачей видит общение с детьми и педагогами, помощь с решении их проблем. В очередной раз поражает свобода и отсутствие жесткой машины контроля надзорных органов, позволяющее директорам ставить собственные приоритеты в работе.

Как и в школах Финляндии для детей с "особыми" потребностями в школе есть целый штат помощников, сама среда более чем доступная. Средняя школа, в которой мы побывали, находится в глубоком кризисе, директор школы только год управляет этими процессами, и ее главная задача улучшить результаты детей, то очевидно, что сотрудничество с научным центром открытого образования может стать тем самым спасательным кругом. Время покажет...

Образовательным событием лично для меня стала практика понимания и изъяснения на английском языке, с каждым днем барьеры рушились все больше и больше и именно в Линчоппинге общение показалось настолько простым, что иностранный язык перестал мешать общению, мы разговаривали с ребятами, взрослыми.

Начальное образование в Швеции длится 6 лет и на практике очень часто включает в себя еще и предшкольное образование. В одной из таких начальных школ удалось побывать и нам.

С самого первого взгляда поражает обилие детских работ на стенах, удобство и простор кабинетов и залов, их функциональность и мобильность. Все сразу вспомнили про бренд ИКЕА, который позволяет и нам обустраивать среду, но всех мучает вопрос - почему не используем?

Впервые мы увидели воспитателя - мужчину!!!! Есть фото! Группа, в который он работает - это дети от года до трех лет. Без комментариев...

Главными принципами образования в начальной школе и детском саду являются - создание таких условий, чтобы обучение было детям в удовольствие, развитие командного духа!

Эмоциональный взрыв произошел после презентации некоторых аспектов образования - обучение детей выплывать из холодной воды (на улице, в одежде), приобщение к сбору и сортировке мусорных отходов, обучение ловли рыбы и многое другое, то, над чем мы даже не думаем! А ведь это и есть та самая интересная и напыщенная деятельностью жизнь! Слова Андерса, ученого из университета, который занимается изучением и внедрением открытого образования, - МЕСТО ОБУЧЕНИЯ - оно ВЕЗДЕ! И сразу вспоминаем послание Романа Викторовича Селюкова!

Как важно учителю самому видеть это, уметь выделить и превратить в образование.

Интеграция действий с мышлением - то, что нам не хватает, русским. В Швеции учат рефлексивно относится к деятельности, к взаимодействию практики с теорией. Соединение с улицей обеспечивает повышение эффективности, смесь качества и количества, те дети, которые до 11 лет проводят много времени на улице, те потом более социализированы.

"Проблема учителей во всем мире, что мы очень много говорим", - Андерс.

Открытое образование учит действовать!!!!




Алла Ваганова, г. Новоуральск, дежурная по шестому дню стажировки

Швеция встречает нас хорошей погодой, яркими солнечными лучами. Мы, жизнерадостные, дружелюбные, мечтательные и увлечённые, приступили к открытиям «открытого» образования Швеции.

Наш автобус направился в город Линчёпинг к югу от Стокгольма. Было ощущение, что мы движемся по родному Уралу среди стройных елей и развесистых сосен, покрытых лёгкой туманной дымкой и небольшим слоём, только что выпавшего снега. Всё располагало к размышлениям, к полёту мыслей. Я ехала в Швецию за уроками «свободного воспитания и обучения». В чём заключается их свобода, что есть свобода в их понимании?

Первая задача в обучении, которую озвучил Сандорсон, руководитель Научного Центра «Оutdoor Education» - заинтересовать ребят так, чтобы пользуясь своими чувствами и ощущениями они получали всевозможные удовольствия от своих собственных открытий. И, действительно, здесь целиком можно согласиться с Сандорсоном: ребёнок должен испытывать интеллектуальный голод, чтобы есть с аппетитом те блюда, которые ему предлагают! «Познавательная пища» в Центре самая разнообразная: зал для изучения человеческих способностей и возможностей, зал для изучения свойств света и воды, модели самолётов и воздушных шаров, аквариумы для рыб и змей. Задача преподавателя приготовить интеллектуальную пищу и упражнения для души маленьких посетителей, чтобы у них появились мечты и желания для осуществления этих мечтаний.

Второй задачей, считает Сандорсон – это образование. Но и здесь своя формула успеха: образовательное действие в классе +образовательное действие на улице (в природе)= повышение эффективности образовательного процесса, повышение уровня концентрации на образовательной задаче.

Именно опыт активной деятельности в среде обеспечивает образование для души учеников, проговорила Лина, директор школы средней ступени, куда мы командой «школы Росатома» отправились дальше. И поэтому неслучайно уроки математики, физики, биологии и др. в этой школе проходят не только в классе, но и, например, на заливе, который находится во дворе школы. Всё изучается и познаётся через эксперимент, через общение со средой. Много в этой школе внимания уделяется удовлетворению голода по эстетической форме чувств. Было ощущение, что половину здания школы занимают всевозможные творческие мастерские, Дети открывают себя, свои таланты: кто-то вяжет, кто-то тихонечко строит рыцарский замок, изучая историю средних веков. Так не навязчиво они учатся управлять собой, своими мыслями, своими желаниями.

Воплощение идеи открытого образования мы увидели и в школе начальной ступени. Различные ситуацию создают преподаватели этой школы для своих воспитанников. Они предлагают ученикам ловить рыбу в проруби, провести день без электричества, гуляя зимой по тонкому льду водоёма, провалиться под лёд зимой. Они вооружают их не только знаниями на уроках, но и дают в руки инструмент, как эти знания применить.

Ребёнок в Открытой школе Швеции познаёт пространство вокруг себя, учится в нём передвигаться и чем больше у него способов передвижения, тем больше у него ощущения свободы – в этом и заключается урок «свободного образования» Швеции.


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100