Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Пятый день




События дня:

  • Образовательная программа в г. Хельсинки по собственному замыслу.
  • Переезд в Турку (Финляндия), обзорная экскурсия по городу.
  • Переезд в Стокгольм.

Ирина Дерышева, ЗАТО Железногорск, дежурная по пятому дню стажировки

Мысли вслух дежурного по стажировке

Утро четвертого дня пребывания в Финляндии началось со сборов: днем, после короткого прощания с Хельсинки, выезжаем в город Турку, несколько столетий считавшимся неофициальной столицей страны, а вечером отбываем на пароме «BALTIC PRINCESS» в Стокгольм.

Собираем вещи и мысленно подытоживаем увиденное и услышанное.

За столь короткий срок невозможно глубоко понять дух страны, но первое знакомство с людьми, культурой, обычаями северной страны Суоми состоялось.

Какие они, финны, в чем секрет их успешности, в том числе в области образования? Или никакого секрета нет?
Не могу говорить за всех участников стажировки, опишу своё впечатление от страны.

Практицизм. Он ощущается во всем. Здания, построенные в прошлые века и утратившие свое прямое назначение, не разрушаются и используются сегодня порой самым неожиданным образом. Так в помещении тюрьмы крепости Свеаборг расположились детский сад, библиотека, муниципальные квартиры. А наша гостиница – это бывшие портовые склады.

В Финляндии, как и в России, зима длинная, холодная и снежная. Для безопасности пешеходов тротуары посыпают не песком, как у нас, а мелкими камешками. Весной все камешки тщательно собирают, очищают от мусора и используют на следующий год. Употребление именно камешков, а не песка, спасает от грязи на первых этажах зданий, так знакомой нам.

В школе Hiidenkivi Comprehensive School, в которой мы побывали, в естественнонаучном блоке есть небольшая коллекция чучел животных. Делает их учитель биологии. Не из убитых, а из найденных учениками мертвых животных…

Лаконичность, простота, бережливость. Повсюду чистота и опрятность. Современные здания (офисы, учреждения, жилые дома) удивляют простотой линий и отсутствием украшений. В окраске рам, крыш, деталей балконов часто используется черный цвет или цвет мокрого асфальта. Светлый цвет стен и темные контуры окон контрастируют и в то же время смотрятся очень органично. Особенности ландшафта не переиначивают под задумку архитектора, а, наоборот, проект встраивают в естественную природную среду. Повсюду можно увидеть дома, возведенные прямо на скалах, повсеместно выступающих над поверхностью земли. А построенная в скале церковь Темппелиаукио – воплощение гармонии естественной и искусственной среды.

При переезде из Хельсинки в Турку мы заметили сетчатые заборы вдоль всей дороги. Оказалось, это ограждение от лесных животных, в изобилии проживающих в финских лесах. Здесь забота и о лесных жителях (чтобы не гибли под автотранспортом), и о людях (встреча на дороге с лосем не сулит радости ни зверю, ни людям). И ведь никто не пытается прибрать к рукам металлическую сетку забора! Потому что здесь это даже представить невозможно.

Толерантность. Как много национальностей проживает в Финляндии! К примеру, детский сад Хельсинки, где мы побывали в гостях, посещают дети 30 народностей, в том числе из Австралии, Африки, Азии, Европы! Для каждого создают благоприятную, комфортную образовательную среду. Обучают финскому языку и предоставляют возможность общаться на родном языке.

В школах изучается не менее 4 языков: с 1 класса финский, с третьего – английский, с пятого – немецкий или французский на выбор, с седьмого – второй государственный – шведский. И на протяжении всего времени – родной язык (по желанию) И все бесплатно! Тем самым на государственном уровне поддерживается идея открытости коммуникации, сотрудничества и взаимодействия.

Все руководящие и педагогические работники образовательных учреждений, посещенных нами, говорили с нами на английском языке (не считая русскоговорящих сотрудников, общавшихся на русском). А мы без переводчика обойтись не могли. Очень стыдно было сообщать, что у нас в школе изучается кроме русского почти повсеместно английский. Что они о нас подумали? Не трудно догадаться…

В Финляндии нет специальных (коррекционных) образовательных учреждений, и даже классов (групп). Все учатся вместе, рядом. Сильные помогают слабым. С детства жители Суоми приучаются к тому, что все люди разные, но можно жить совместно и плодотворно.

История Финляндии и России на протяжении более столетия переплеталась очень тесно, русскими царями XIX века сделано немало для развития северной провинции. Став самостоятельными в 1917 году, пережив Советско-финскую войну (здесь ее называют Зимней), финны не разрушили памятники российским царям, не переименовали улицы. До сих пор одной из главных улиц Хельсинки является Алексантеринкату (Александровская улица), названная в честь Александра I. Как часто мы видим совсем другое отношение к истории и в нашей стране, и у наших исторических соседей!

Личное пространство и индивидуальность. Финны очень терпимы, вежливы и отзывчивы. Но для каждого из них очень важно личное пространство. Это наблюдается повсеместно. Например, в детском саду «Pelimanni» наше внимание обратили на то, что стульчики для годовалых малышей (которые, разумеется, еще не умеют читать) подписаны. Каждого воспитанника усаживают только на свой стул, а изображение имени запечатлевается в восприимчивой памяти ребенка и очень быстро начинает им распознаваться. Таким образом формируется идентичность, отдельность, самостоятельность. Или другой очень простой пример. В очереди финны стоят друг от друга на почтительном расстоянии: никто не может нарушать личное пространство.

Самобытность, почитание достижений и традиций. Для финнов очень важным является сохранение самобытности. Очень ярко это находит отражение в особенности финского языка, в нем почти нет заимствованных слов. Это делается намеренно.

А как финны гордятся своими прославленными соотечественниками! Известных композиторов, поэтов, писателей, художников, спортсменов по пальцам перечесть (ведь и финнов всего 5,5 миллионов на сегодняшний день). Но скульптуры, инсталляции, изобразительные композиции, книги, выставки просто повсюду. Одному композитору Яну Сибелиусу создано неимоверное количество посвящений разного рода.

Несомненно, на общий портрет представителя Финляндии накладывает отпечаток и суровый климат, и ограниченность ресурсов скупой северной природы, и религия (абсолютное большинство финнов придерживается лютеранской церкви, для которой характерны сдержанность, практицизм, прижимистость, терпимость). Образование неотделимо от социальной сферы страны. Все качества, присущие обществу, находят отражение в образовании. Главными целями финского детского сада, школы являются развитие самостоятельности и ответственности, подготовка к решению практических жизненных задач, сохранении личной самоидентичности, самобытности культуры, готовности к взаимодействию, жизни в многонациональном, многоконфессиональном, многоязычном обществе. В этом смысле специального, особого секрета успешности финского образования нет. Успех заложен в самом укладе жизни.

Какие уроки можем извлечь мы для себя? Да, менталитет, национально-исторические особенности общества изменить невозможно (а может быть и не надо). А вот создать образовательную среду, в которой будут иметь высокую ценность сотрудничество, толерантность, практико-ориентированная направленность, самостоятельность и ответственность, возможность осуществления осознанного выбора просто необходимо. И это нам по силам! А там глядишь, сработает принцип «соленого огурца», и общество вслед за образованием начнет выздоравливать и развиваться.


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100