Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Четвертый день




События дня:

  • Посещение дошкольного Центра “Pelimanni”
  • Образовательная программа в г. Хельсинки по собственному замыслу.

Юлия Минеева, г. Железногорск, дежурная по четвертому дню стажировки

Сегодня День Дошкольника.

С трепетом переступаем порог дошкольного центра «Pelimanni», что в переводе с финского означает «человек играющий». Мы с коллегами сразу же окунулись в атмосферу свободы и демократичных отношений. Трудно сказать по какой образовательной системе работает учреждение, скорее всего это свободное воспитание. На одного взрослого приходится от 4 до 5 детей, что позволяет дать максимальную степень свободы каждому. На каждого ребенка пишется отдельная программа, в составлении которой принимают участие и родители. Успехи ребенка периодически отслеживаются на совместных с родителями встречах. Воспитанники говорят на разных языках (всего 30), первый - родной, второй – финский, и каждый имеет возможность общаться со специально привлеченным педагогом на своем родном языке. Индивидуальный подход подразумевает и учет религиозной принадлежности. В воспитании детей придерживаются религиозных запретов. Например, если религия запрещает празднование рождества, в детском центре максимально изолируют ребенка от рождественских событий.

Все не так однозначно. Более дискуссионного события, чем посещение дошкольных учреждений, в Финляндии не было. Мнения коллег по поводу того, что мы увидели и услышали были очень полярными: от принятия до резкой критики. Что же так задело за живое? Сам педагогический процесс удивил своей незатейливостью, дети больше слушали и подражали взрослому, чем действовали самостоятельно. При этом очень бросается в глаза, что никто никуда не торопится, никто никого не подгоняет, каждый ребенок и взрослый действуют в своем темпе. С точки зрения финских педагогов, созерцание, ожидание своей очереди воспитывает в детях терпение и усидчивость. Действительно, не смотря на свое длительное пассивное состояние (дети наблюдали за происходящим), практически все они демонстрировали чудеса выдержки, хотя и не были этническими финнами.

Шедевров ждать не приходится. Самые жаркие дискуссии разгорелись по поводу занятия рисованием с 5-летками. Рисованием назвать это сложно, по сути дела дети экспериментировали с красками, водой и кистью, а не занимались изобразительной деятельностью. Соответственным был и результат (хотя детям была задана тема – рисуем пещеру). Выставка детских работ изобиловала так называемыми «головоногами». Можно только догадываться о каких-то скрытых педагогических целях, невольно приходишь к выводу, что наши дошкольники творят более продуктивно.

Чем проще, тем лучше. И все же, есть вещи, которые нам в отечественной дошкольной педагогике пока не по силам. Мы многое усложняем, излишне регламентируем, контролируем. Корень всего в отсутствии БАЗОВОГО ДОВЕРИЯ ПРОФЕССИОНАЛУ. В Финляндии обладателю педагогического образования дается карт-бланш, считается, что если он обучен, значит, будет работать правильно, отсутствует тотальный контроль, царит атмосфера неформального общения, нет страха перед начальником.

Понять можно. Коллегам, которые были в другом филиале детского центра, пояснили, что финские детские сады только два года назад стали образовательными учреждениями. До этого момента в них осуществлялся в основном уход и присмотр за детьми. Получается, что передовая практика еще нарабатывается. Больших им успехов, а терпения им не занимать!

Теперь о личном. Образовательная программа по собственному замыслу состоялась на острове Свеаборг. По нашей и инициативе состоялось экскурсия в это историческое место. Удивительно, как здесь переплетаются исторические события Финляндии и России: Крымская война и декабристы, судьба фаворитки Распутина Вырубовой и многое другое. На острове мирно уживаются угрюмые казематы, где вешали преступников, с находящимися в этом же историческом здании жилыми квартирами, бывшая тюрьма с находящимся здесь же детским садом, православная церковь, переделанная в лютеранскую путем усечения куполов. Наши вопросы по поводу того, не шокирует ли местных жителей такое сочетание, удивляют гида, все нормально, отвечает она нам, никого это не напрягает, здесь очень престижно жить.

День Дошкольника подошел к завершению. В гостиничном номере еще раз обсудили события дня, мнения разделились, к общему не пришли, значит, завтра еще наговоримся. ХЕХЕЙ! (на финском «до свидания»).




Оксана Борисова, г. Снежинск, дежурная по четвертому дню стажировки

Сегодня 28.01.2015г. началось с посещения детского сада «Пеллимани».

Два часа впитывания видов новой обстановки и лиц людей, информации, услышанной от директора детского сада и от Лены, русской девушки, которая работает в этом детском саду учителем. Два часа погружения в жизнь небольшого сообщества, в котором царит миролюбие, открытость и доброжелательность. Это все – об атмосфере, которая существует в детском саду. Детский сад посещают 160 детей. Он состоит из двух зданий по 80 детей в каждом. Причем в обоих частях детского сада примерно одинаковое комплектование групп, разве что во второй есть подготовительная к школе группа. Есть группы разновозрастные и одновозрастные. Какой-то жестко обязательной системы, определенной свыше, я не увидела.

На нижнем этаже находятся группы детей до 3 лет. Обстановка приближенная к домашней: застланные кровати (отдельных спален практически нет, по крайней мере в каждой группе мы видели кровати и встретили только одно помещение явно похожее на спальню), подушки и коврики на полу. Игрушек немного. Две-три невысокие полки, на которых пластиковые коробки с конструкторами, игрушками, крупными предметами для манипулирования. Три воспитателя, одна из которых собрала за столиком трех детишек и занималась с ними мозаикой, два других воспитателя « пасут» парочку малышей в соседней комнате. Активной деятельности детей или взрослых при этом мы не заметили, просто мирно сидят себе на полу, беседуют. Но в спортзале воспитатель занималась с малышами на детском батуте. Спортзал оборудован матами, лестницами, туннелями, много мячей для прыганья. Понравилась стенка, на которой можно тренироваться в скалолазании. Директор сказала, что малыши-трехлетки пока еще не лазают, а вот дети постарше с удовольствием осваивают эту стену.

Затем мы пошли знакомиться с более старшими группами – от 3 до 6 лет. Сами помещения состоят из двух-трех совмещенных комнат, где просматривается некоторое зонирование: вот место, где вокруг коврика стоят скамейки. Вероятно, здесь собираются в круг для обсуждения и совместных игр. Вот небольшое пространство для конструирования: здесь коробки с разными конструкторами. Есть место для творчества: столики, полки с необходимыми вспомогательными материалами, раковина. На одной из полок в пластиковой коробке – бросовый материал для поделок, рядом – для вышивания, еще недалеко коробка с книгами. В группах, как я уже говорила кровати (раздвижные, типа тех, что есть и в наших детских садах, но более легкие). Условия для сна привели наших стажеров в замешательство ( выбрала мягкое слово, чтобы обозначить их впечатления). В каждой группе есть комоды с полками для индивидуальных вещей каждого ребенка, подписанные их именами. Увидела подписанные папки (А3), также с подписями имен детей, в которых хранятся рисунки ребят. Интересно, что специально оборудованная территория для игры в семью вынесена отдельно и ею пользуются ребята из разных групп. В каждой группе кроме нескольких невысоких полок с материалами, конструкторами есть высокие стеллажи, буквально забитые коробками с играми, папками, чем-то еще.

В детском саду есть небольшой бассейн, примерно 3х3. В нем разные игрушки для купания. Мне сказали, что купают одновременно не более, чем по пять детей.

Режим очень гибкий и варьируется в группах. В то время, пока мы наблюдали малышей, затем старшие дети нам пели и показывали, какие они замечательные спортсмены, остальные дети гуляли на улице, и мы сквозь жалюзи видели, как они делают куличи из смеси песка и снега, качаются на качелях, бегают, общаются, играют….

Положительные эмоции вызывает:

  1. Доброжелательные отношения детишек разной национальности друг с другом и со взрослыми;
  2. Достаточно большое количество педагогов, в том числе мужчин ( в группе 21 ребенок - три воспитателя);
  3. Позиция педагога – не сверху, не назидательная, скорее вместе и рядом, поддержка, подчеркивание успеха, понимание и принятие настроения и состояния здесь и сейчас.
  4. Очень впечатлило взаимодействие с родителями, учет особенностей традиций семьи, разработка плана воспитания ребенка на основе партнерского взаимодействия с семьей.
  5. Вызывает огромное уважение прилагаемые усилия педагогами и успешное решение проблем социализации детей разных национальностей и вероисповедания.

Непонимание и даже внутренний протест:

  1. неаккуратность, непродуманность организации среды, неопрятность какая-то во многом – и в хранении материалов и игрушек, в расположении материалов и пособий в группе;
  2. созданы минимальные условия для разнообразной самостоятельной и совместной деятельности (видели только организованные формы, когда воспитатель занимается с 2-3 детьми какой-то деятельностью или с группой детей); не видели ситуаций самостоятельного выбора детьми деятельности, выбора игры или материалов для совместной деятельности с другими. (но тут, может быть просто побольше времени для наблюдения надо?). Создалось впечатление, что ставка делается на организацию деятельности воспитателями. Поэтому и среда (при всей приближенности к домашней) построена скорее с точки зрения удобства взрослого организовать деятельность детей.

В целом, если школа, в которой мы были накануне полностью оправдала мои ожидания, до детский сад, увы…. Скорее – разочарование и какая-то грусть при воспоминании сваленных в кучу книг, папок, бумаг, да и игрушек тоже ( Слава Богу – не в одну кучу, но во много небольших куч, некоторые, правда ограничены рамками пластиковых корзин) Но!!! Улыбка и радость при воспоминании разноцветности (реально такие разноцветненькие!), жизнерадостности, открытости ребятни разного возраста в этом славном детском саду.

Мысль вдогонку: а может быть этот стиль организации окружения ребенка так задуман специально? Как некий среднестатистический стиль жизни человека «неперфекциониста»? И может быть, мы не понимаем что-то в финской ментальности?

Что закладываем мы, когда организуем окружающее пространство ребенка тем или иным способом? Вот есть понимание того, что вокруг детей все должно быть красиво и гармонично, продуманно, под детей выверено. Я ползаю вместе с детьми между полками с материалами, наблюдаю, что они выбирают и как с этим взаимодействуют, стараюсь уловить их потребности и что-то поменять в среде. А делают ли то же самое педагоги этого детского сада? Вопросов осталось мно-о-о-о-го…

По образовательному событию «Финский детский сад»:

  • Дает трещину устоявшийся взгляд на организацию жизненной среды ребенка в детском саду (не пишу ведь развивающей предметно-пространственной! Именно жизненной!)
  • Переосмыслить опыт взаимодействия с родителями, и начать его использовать в нашей практике.



Оксана Борисова, г. Снежинск, дежурная по четвертому дню стажировки

Образовательная программа по собственному замыслу
Остров Свеаборг

Без поездки на этот славный остров впечатление о Хельсинки не было бы полным. Сочетание суровости и романтичности, некой природной силы и человеческой настойчивости, упорства теплоты в этом поселении, раскинувшемся на нескольких островах в 15 минутах плаванья на катере от Хельсинки.

Всех поразил детский сад расположенный в бывшей тюрьме. Наши россиянки много рассуждали о возможности устраивать что-то на месте, где есть энергетика смерти. Практичные финны, похоже, относятся к этому иначе. Помещений на острове, пригодных для проживания и устройства детских садов маловато, вот и воспользовались тем, что было. А было –оборонительное сооружение со стенами из огромных камней и окнами-бойницами. Кстати, внутри вкусно пахло выпечкой и ванилью.

План, вырастающий из желания, появившегося буквально на первых шагах по островам: вернуться сюда летом и полазить везде, обойти все скалистые берега, подставить лицо всем ветрам, которыми обдувается Свеаборг. Подумать о скоротечности ли жизни, о бренности ли, о настойчивости жить и быть счастливым.


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100