Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Третий день

События дня:

  • Посещение общеобразовательной школы Hiidenkivi
  • Встреча с коллективом школы
  • Презентация финской образовательной системы
  • Презентация школы
  • Экскурсия по школе
  • Беседа с учителями
  • Образовательная программа в г. Хельсинки по собственному замыслу.



Евгения Демина, г. Северск, дежурная по третьему дню стажировки

«Либо мы готовим к жизни,
либо – к экзаменам. Мы выбираем первое».
(финский народ об образовании)

Наступил третий день нашей зарубежной стажировки в Финляндии (г. Хельсинки), который начался с посещения общеобразовательной школы Hiidenkivi. На ней я, пожалуй, и остановлюсь. Поскольку образовательная стажировка в г. Хельсинки по собственному замыслу (заключительный этап третьего дня) прошла, действительно, так, как мы ее замыслили.А именно, посещение «Национального музея», Дома музыки (Musiikkitalo) в центре Хельсинки, там же гигантская фигура стоящей на хвосте щуки «Поющая щука» (13 метров высотой), выполненная из алюминия и стали скульптором из города Оулу Рейо Хукканен (Reijo Hukkasen), а также прогулка по городу в поиске сувениров для родных, близких и коллегJ.

Буквально перед поездкой, готовясь к образовательному событию, в Internet мне попалась статья о финской системе образования и о ее принципах. Поэтому, «вооружившись теорией», с интересом и волнением, решила убедиться во всём воочию, и, естественно, «расширить пределы познания».

Немного всем известных нам фактов: «Финское образование давно и стабильно занимает лучшие позиции во всевозможных рейтингах, перечислять которые не позволяет масштаб моего репортажа. Однако самый главный «приз» образовательной системы страны стоит упомянуть: согласно международным исследованиям PISA, которые проводятся один раз в 3 года, финские школьники заняли 2-е место по естественным наукам и 5-е – по математике. Школьники показали самый высокий в мире уровень знаний. Они также стали самыми читающими детьми». Невероятно, что при таких высоких результатах школьники проводят наименьшее количество времени за учебой!!!.

В очень кратком изложении увиденное и услышанное в финской школе я бы описала тремя словами: «Свобода, равенство и индивидуальность»:

  • территория школ не огорожена, охрана при входе отсутствует;
  • дети не обязательно сидят за партами-столами, могут и на полу (ковре) разместиться. В некоторых школах классы оборудованы диванчиками, креслами;
  • школьная форма отсутствует, так же как и какие-то требования по поводу одежды учащихся. Сменная обувь не требуется, большинство детей младшего и среднего звена предпочитают бегать в носках. Отсутствует дресс-код и у учителей, вместо этого - джинсы, майки, фиолетовые волосы и т.п.;
  • во время перемен учеников младшей и средней школы обязательно выводят на улицу, пусть даже на 10 минут, учителя-тьюторы (учитель-помощник, закрепленный за классом);
  • обучение «у доски» не применяется, детей не вызывают пересказывать материал. Учитель коротко задает общий тон уроку, затем говорит, что необходимо на уроке, ходит между учениками, помогая им и контролируя выполнение заданий. Этим же занимается и помощник учителя. На начало урока у детей на столах, как правило, ничего не лежит;
  • в тетрадях можно писать карандашом и стирать сколько угодно. Мало того, и учитель может проверить задание карандашом(!);
  • домашнее задание задают редко. Дети должны отдыхать. И родители не должны заниматься с детьми уроками, педагоги рекомендуют вместо этого семейный поход в музей, лес или бассейн. Так рассказал в презентации школы заместитель директора.

По словам учеников,домашних заданий задают многоJ. А вот что значит это «много», мы узнали из нашего образовательного события.

Во время экскурсии по школе, которую проводили для нас ученики школы Hiidenkivi, владеющие русским языком, один из них (Саша)рассказал, что очень много времени уделяет домашнему заданию, так как он учится в специальном медиа-классе – это класс информационно-технического профиля (математика, физика, включающая робототехнику с программированием и информатикой). Раз класс специальный, то и задают «по три объемных задания». А сейчас дорогие учителя и родители … приготовьтесь…

- «Сколько времени приходиться на 1 задание?», -спросили мы у Саши.
Саша ответил: «На каждое задание по 10 минут, соответственно, три задания – 30 минут».
- «Это много!?»,- с удивлением ответили мы.
- «Да», - спокойно сказал Саша.

Пауза…

Легкое задумчивое молчание группы учителей, по поводу услышанного, нарушилось бодрым призывом наших юных русскоговорящих экскурсоводов пройти дальше…в кабинет информатики и проектной деятельности.

Конечно, финны не претендуют на идеал в образовании и не успокаиваются на достигнутом. Даже в самом хорошем можно найти минусы. Они постоянно исследуют, насколько их школьная система соответствует происходящим изменениям в обществе. Например, в данный момент они решают проблемы, как НАУЧИТЬ детей УЧИТЬСЯ. С одной стороны, происходит проверка понимания и поощрения метапознания учеников: как научить учеников осознавать свой процесс мышления,как развивать критическое мышление. С другой стороны, - как учителю оценить этот процесс, так как у каждого финского учителя своя система оценки, свободная от мониторингов и т.п.

Учителю финской школы важно: проверка понимания и прогресса своих учеников, оценивание их потребностей, поощрение и сотрудничество!

Нашему же учителю важно то, как будет выглядеть качественная успеваемость его учеников в процентах в разрезе остальных школ города после мониторинга, ЕГЭ и ОГЭ. И не дай Бог, это КАЧЕСТВО окажется ниже городского уровняJ.

Да, наверное, соглашусь с теми, кто уже описывал финскую систему образования: «их дети спокойные, рассудительные и счастливые, они читают книжки, легко смотрят фильмы без перевода на финский язык, играют в компьютерные игры, поют, гоняют в футбол, на великах. Они радуются жизни. И между всем этим успевают еще и учиться».




Марина Ковель, г. Железногорск, дежурная по третьему дню стажировки

Мне интересно, как формируется менталитет нации. Где начало? В семье, школе, либо государство, как основа гражданского общества ,через какие-то принимаемые им шаги, что-то такое делает, от чего в нем, обществе, что-то складывается именно так, как есть сейчас. В этом смысле чем между собой связаны семейный и государственный процессы воспитания? Пытаюсь понять психотип людей живущих в Финляндии, наблюдая, как они двигаются, разговаривают, общаются с детьми.

Если рассуждать с точки зрения житейской психологии, то вроде бы понятно, что определенная немецкость в менталитете нации есть. Но тогда как она проявляется ? Ну, да, финны законопослушны: дорогу переходят только на зеленый свет светофора, не мусорят на улицах, в школе белые носочки на ногах у ребятишек, в классах, мастерских и столовой деловая, свободная, но, при этом с четко очерченными границами дозволенного, обстановка, порядок не догматичный, но разумный и тоже довольно четкий.

Значит есть механизмы, которые на эту "мягкую" финскую четкость работают. Границы дозволенного явно ощущается - многое разрешено, но и определена твоя личная ответственность: не прилагаешь усилий - твой результат это твой результат.

Находясь рядом с огромной, богатой и сильной страной, отстоять свое, национальное для финнов, с одной стороны, это означает не впускать в свой язык ничего инакого, с другой - запросто говорить на нескольких иностранных языках. Вот такая позиция открытости и самосохранения. Такой же взвешенный подход виден и в школе: рациональная, свободная школа с четко организованой внутренней жизнью (охраной, национальным программами по всем предметам, горячим питанием), но в школьной столовой ты можешь выбрать то, что тебе нравится из приготовленных блюд (при этом веди себя корректно и вежливо, в зале просто стоит и наблюдает взрослый, да и твои учителя тоже вместе с тобой за одним столом). А вообще, разумность и созерцательность это национальные качества финнов? Смею предположить, что такой менталитет сложился исторически, а также был предопределен средой проживания: молодое государство (Финляндии нет еще и 100 лет), которое свой национальный язык обрело чуть больше 100 лет назад, а значит надо быть рациональными и разумными, а достаточно суровый климат, с его ветрами, штормами и суровыми северным условиями, сделал ценными неторопливость и созерцание неброской северной красоты природы, которой набегу можно просто не заметить.

Отвечая на мой вопрос, в чем сильные и слабые стороны финской школы, один из местных учителей сказал следующее :"Сильнее стороны - это гибкость, независимость, высокий статус учителя, слабые - мы очень много времени и сил уделяем «слабым» ученикам, а на развитие «сильных», увы, нет не сил, не времени." Поговорка: "Здесь сильные становятся слабыми, а слабые умирают", наверное, с большой натяжкой , но может подходить к выше приведенному высказыванию. «Сильные» и так себя найдут, а вот «слабым» нужна помощь, чтобы быть социализированным, что бы найти себя в жизни. Опять же, когда вместе разные - можно побыть в разных ролях и проявить себя по разному. И это тоже традиционно-творческое дело.

Еще одним фактом подтверждается моя мысль о мягком, но рационально-четком национальном характере финнов является финская архитектура. С одной стороны она очень геометрически простая и четкая. Но при этом она очень творческая. Несочетаемое сочетание: простая сложность, традиционность и оригинальность одновременно. А еще -прекрасная национальная живопись, высокий уровень музейной культуры и новаторство в подаче музейных проектов. Финская школа удивила, дала пишу для размышления, еще раз напомнила, про то, что мы разные, но есть чему друг у друга научиться.

Спасибо Суоми!

Татьяна Бакунина, г. Заречный ЗАТО, дежурная по третьему дню стажировки

Вопрос дня

Второй день в Хельсинки. Сегодня по плану посещение финской школы. Возникает вопрос: «Кому в Финляндии в школе хорошо: ученику, учителю или родителям?»

школе учатся с 1 по 9 класс. Внешне здание школы не особо примечательное. Внутри стеклянные стены в кабинетах. Вдоль коридора стены украшены детскими работами. Обычная мебель в классах, а в коридорах оборудованные места отдыха детей. Но дети чувствуют себя естественно: кто-то сидит на полу, кто-то бегает по коридору, кто-то в библиотеке читает книги, а кто-то выполняет на перемене домашнее задание. Много детей ходят в носках или в тапочках. Среди учащихся старших классов с трудом определяешь учителя. К учителю обращаются по имени. По словам ученика, сопровождающего нашу группу: «Учителя – это мои друзья». В школе нет звонков, каждый сам следит за временем. Если ученик опаздывает, учитель общается с родителями через электронный дневник. Два собрания в год для родителей, обязательных для посещения. Один раз в год классный руководитель общается с семьей индивидуально, лишь по необходимости - чаще. Учителю доверяют: он сам определяет, как учить и как оценивать. Нет постоянного внешнего контроля, нет экзаменов, учителю дано право самому определять уровень дальнейшего образования: высшее или среднее профессиональное. Одна государственная программа образования не ограничивает возможность школы выбрать свой путь достижения образовательных результатов. Цель школьного образования: формирование социальных компетенций, а не обеспечение некого количества знаний каждому учащемуся. В школе созданы условия для обучения детей разных национальностей, разных конфессий, разных по физическому здоровью.

Получается, что ученику, учителю и родителям предоставлена свобода. Но за этой свободой стоит огромная внутренняя ответственность каждого участника образовательного процесса за своё настоящее и будущее.

И самое главное, все, что мы увидели в финской школе, заложено в наших российских стандартах. Вот они ФГОС общего образования в действии…


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100